Мнения экспертов

Михаил Богданов
Председатель правления консалтинговой группы "КОНСОРТ" Генеральный представитель в России/СНГ Международной федерации Executive Search (IESF)

С большим интересом ознакомился с концепцией журнала HR Management и, не раздумывая, принял предложение войти в его Экспертный Совет...
Подробнее...

Марина Мелия
Генеральный директор психологической консультативной компании ММ-Класс

 Я уверена, что люди - это основной ресурс любой компании, а грамотная и эффективная политика управления персоналом - непременное условие успеха...
Подробнее...

Улан Илишкин
Директор административного департамента АКБ "Росбанк"

 В ситуации, сложившейся сейчас на рынке труда России, сложно не признать достоинств журнала "HR Менеджмент". Журналов, содержащих полезную информацию...
Подробнее...

«Титаник» преподносит уроки менеджмента современным бизнес-лидерам

4997494954r4y9r49Судно «Титаник», самый современный и самый крупный корабль на то время, совершал свой первый рейс через Атлантический океан. На его борту среди пассажиров были представители мировой элиты.

Целью капитана, которая скрывалась от большинства членов командного состава и всего экипажа, было достичь берегов Америки в кратчайшие сроки. Корабль шел через достаточно опасные для навигации места Атлантики со скоплением айсбергов без дополнительных предосторожностей и усиленного вахтенного дежурства. Казалось, поводов для беспокойства нет – корабль считался непотопляемым.

Тем не менее, катастрофа произошла, а члены экипажа, увы, были не в состоянии обеспечить пассажиров достаточным количеством спасательных шлюпок.

Совершенно не нужно быть профессором экономики, чтобы смочь провести параллель с событиями последних лет. Банки массово выдавали кредиты лицам с не самой хорошей кредитной историей, чем подвергали себя существенным рискам. Бизнес пытался получить прибыль при небольших затратах и минимальных капиталовложениях, залезая в огромные долги, которые могли быть возвращены только при самых смелых прогнозах.

Несложно заметить эти аналогии, особенно, если вспомнить поговорку о том, человек задним умом крепок. Тем не менее, немалое количество людей и компаний, которые в результате кризиса оказались в проигрыше и практически отвергнуты обществом, в 2006 году на все лады восхвалялись акционерами, работниками, политиками и средствами массовой информации за их выдающиеся достижения.

Экипаж грузопассажирского судна «Калифорниан» может стать еще одним вариантом проведения аналогий для современных бизнес-лидеров. Плохо подготовленная и неорганизованная команда «Калифорниан» не смогла толком предупредить «Титаник» об айсбергах, неправильно истолковала сигнальные ракеты, пропустила сигналы о бедствии и не пасшифровала даже тот мизер полученной информации.

«Калифорниан» прибыл на место катастрофы слишком поздно, чтобы быть в состоянии хоть как-то изменить ситуацию, команда увидела уже только затонувший корабль. Была ярко продемонстрирована плохая подготовка, непонимание сигналов и бездействие – все это явилось результатом отношения к ситуации капитана «Калифорниан» и членов его команды. Когда нужно было действительно реагировать, экипаж оказался неспособен что-либо предпринять, что и привело к печальному исходу.

Сколько организаций, несмотря на все выпавшие испытания и трудности, принесенные экономическим спадом, попали в эту категорию?

Тут стоит обратить внимание на четкий контраст с поведением капитана Рострона с судна «Карпатия», которое максимально быстро прибыло на место кораблекрушения и спасало уцелевших пассажиров в шлюпках (к сожалению, для тех людей, которые оказались в ледяной воде, было уже слишком поздно).

Когда «Карпатия» стала получать тревожную информацию, то капитан не стал игнорировать невнятные сообщения или строить догадки и предположения, а полностью изменил курс корабля и стал изучать ситуацию уже на ходу. «Карпатия» значительно увеличила скорость движения, а весь экипаж корабля подготовился к выполнению определенных действий по спасению, что и было безукоризненно выполнено.

Итак, капитан «Карпатия» продемонстрировал истинное лидерство и четкую постановку целей, которые были блестяще исполнены благодаря слаженной работе команды корабля. Если бы «Карпатия» была так же близко от «Титаника», как «Калифорниан», исход кораблекрушения мог бы быть совершенно иным.

За последние годы финансовый кризис принес нам немало случаев классических современных «титаников» в банковской сфере. Последующий экономический спад потопил немало компаний типа «калифорниан», хотя немало из них все же выжило и продолжает оставаться на плаву.

Уроки лидерских качеств, преподанные кораблекрушением «Титаника», вполне применимы и к современным бизнесам, поскольку большинство из них действуют аналогично кораблям в этой печальной хрестоматийной ситуации.

Вопрос заключается в том, являетесь ли вы директором по персоналу на «Титанике», «Калифорниан» или «Карпатии». Если вы на «Карпатии», то вам повезло, вы можете только совершенствовать свою работу. Хотя, вероятнее всего вы находитесь на «Титанике» или «Калифорниан», лидеры которых думают, что их корабль отлично управляем и его невозможно потопить. Директоры по персоналу должны внимательно относиться к процессам, происходящим в их компаниях, а точнее им стоит убедиться в том, что в компании есть лидеры, которые смогут обеспечить спасение и выживание организации при столкновении с айсбергом в экономически неблагоприятный период.

В книге «Ошибки лидеров топят непотопляемый корабль: уроки бизнеса от «Титаника»» (Leadership Failures Sink Unsinkable Ship: Business Lessons from the Titanic) Джоселин Дэвис анализирует основные и классические ошибки лидеров, которые и привели «Титаник» к кораблекрушению, а также как современные компании могут избежать таких ошибок, обращая внимание на три человеческих фактора: четкость, сплоченность и оперативность действий.

Graham Scrivener, директор, компания Forum Corporation, Европа и Ближний Восток

Комментарии:

Популярные статьи