Мнения экспертов

Михаил Богданов
Председатель правления консалтинговой группы "КОНСОРТ" Генеральный представитель в России/СНГ Международной федерации Executive Search (IESF)

С большим интересом ознакомился с концепцией журнала HR Management и, не раздумывая, принял предложение войти в его Экспертный Совет...
Подробнее...

Марина Мелия
Генеральный директор психологической консультативной компании ММ-Класс

 Я уверена, что люди - это основной ресурс любой компании, а грамотная и эффективная политика управления персоналом - непременное условие успеха...
Подробнее...

Улан Илишкин
Директор административного департамента АКБ "Росбанк"

 В ситуации, сложившейся сейчас на рынке труда России, сложно не признать достоинств журнала "HR Менеджмент". Журналов, содержащих полезную информацию...
Подробнее...

10 катастрофических ошибок в процессе найма

5s4w84f8541er8g16er46Вряд ли кто-нибудь начинает бизнес или соглашается на руководящую должность с целью допущения ненужных расходов. Тем не менее, снова и снова, катастрофические ошибки найма стоят компаниям суммы в 3-5 раз превышающей зарплату нанятого сотрудника. В своей книге «Компас по процессу найма» я описал эти 10 ошибок, которых следует избегать.

1. Мои предубеждения влияют на процесс найма

Сотрудники, как правило, имеют больше шансов на успех и выполнение рабочих задач, функционируя в комфортной для них среде; однако, слишком часто сознательные и бессознательные предубеждения фатально влияют на людей, принимающих решения. Предубеждения не ограничиваются противоправными предрассудками по признаку расы, пола, возраста или защищенных слоёв населения. Предубеждения также могут быть естественной реакцией на какие-то аспекты или характеристики: профессиональные качества, учебное заведение, географическая родословная, опыт работы в предыдущей компании или спортивные пристрастия.

2. Зеркальное отображение самого себя

Зеркальное отображение самого себя относится к влиятельному лицу, принимающему решение о найме. Такой человек считает себя идеальным вариантом для данной вакансии и переносит это убеждение на остальных кандидатов. Его зашкаливающее эго говорит: «Я отлично выполняю свою работу, я идеальный работник в этом бизнесе. Потому мне необходимо нанять таких же идеальных сотрудников, как я». Неопытные и необученные интервьюеры часто «по умолчанию», пытаются увидеть в кандидатах самого себя, они смотрят на них как в зеркало просто потому, что они не знают, как это делать иначе.

3. Поспешное заполнение вакансии

Это катастрофическая ошибка может стать самой дорогостоящей, потому избегать её нужно всеми силами. Существует масса причин для поспешного заполнения вакансии (вакансий), в том числе неожиданная текучесть кадров, высокие темпы роста и развития, рекрутинг персонала для срочных сезонных работ. Чаще всего в такой ситуации рекрутёры забывают об объективности, существующей политике компании и корпоративных процессах, следовательно, риски некачественного найма стремительно растут.

4. Неопытность в проведении собеседований ведёт к некачественному найму

Привлечение неподготовленных специалистов к процессу проведения собеседований представляет определенный риск. Во-первых, велики шансы того, что неподготовленный интервьюер станет жертвой тех или иных ошибок при найме. Во-вторых, представьте себе тот ущерб, если неподготовленный интервьюер будет озвучивать неправильные или противоправные мысли и мнения, в результате чего основной кандидат просто уйдёт, или даже хуже – отправится в суд с иском.

5. Долгий и изматывающий процесс собеседования

Некоторые менеджеры по найму придерживаются мнения, что «чем больше, тем лучше», и делают процесс собеседования более трудоёмким и затратным по времени без особой на то необходимости. У высококвалифицированных кандидатов всегда есть выбор, потому такой длительный процесс прохождения собеседования их просто оттолкнет.

6. Любимый сынок (или дочка, племянник...)

Конечно же, родственники могут успешно работать в бизнесе и приносить ему огромную пользу. Однако самая распространенная ошибка начинается с благих намерений, когда члена семьи приводят в компанию, чтобы он учился ведению бизнеса. Зачастую результат таков: особого обучения бизнесу не происходит или же отпрыск (родственник) начинает активно командовать окружающими людьми, пренебрегая правилами и политикой компании и нанося серьезный урон корпоративной культуре.

7. Групповое мышление

Групповое мышление – это такая модель мышления, которая характеризуется самообманом, вынужденным групповым согласием и конформизмом по отношению к групповым ценностям и групповой этике. Групповое мышление может возникнуть с подачи «идеального и непревзойдённого» руководителя компании, который доминирует над своей управленческой командой вплоть до устранения всяческих разногласий.

8. Всяческое поощрение «ритуала перехода»

Вторая дорогостоящая ошибка найма после «любимого сыночка» заключается в принятии такого откровенно недальновидного подхода как «ритуал перехода». Это связано с неупорядоченностью или бессистемностью процессов найма, в результате чего продвигается внутренний кандидат, причём не всегда соответствующий тем или иным требованиям к вакансии. Слишком многие компании до сих пор думают, что высокая производительность на одной должности автоматически означает высокую производительность и на другой должности.

9. Слабый кадровый резерв

Если организация пытается нанять сотрудника из небольшого числа кандидатов, то её выбор ограничен. В условиях современного рынка и с учетом современных технологий у компании просто не может быть никаких оправданий тому, что она не развивала резерв сильных кандидатов на открытые вакансии, которые требуют заполнения в связи с ростом и развитием, сезонностью или по другим причинам.

10. Личностное, субъективное отношение

Иногда решения по найму принимаются исключительно на основе субъективной информации и субъективных симпатий. И это неверно. Даже тогда, когда кандидат оставляет максимально положительное впечатление, менеджер по найму обязан проверить факты и придерживаться объективного процесса отбора. Чтобы избежать личностного отношения к кандидатам по принципу «очень нравится / не нравится», помните об объективности.

Марк Дебински (Mark Debinski), учредитель компании Bluewater Advisory и соучредитель компании Bluewater Search

Комментарии:

Популярные статьи