О денежной паранойе

Несколько лет назад Масахару Мацусита, занимавший на тот момент пост председателя совета директоров Matsushita Electric, передал мне копию доклада, написанного сразу после окончания второй мировой войны для группы японских бизнесменов. Этот текст сочинил молодой инженер Гомер Саразон. Он состоял в группе специалистов, которую союзники отправили в Японию, чтобы помочь той поскорее поставить экономику на индустриальные рельсы. Обращение Гомера начиналось с самого главного вопроса, который только можно задать бизнесмену: зачем существует ваша компания?

Я вижу лишь бренды и денежную паранойю. Компании помешались на собственной прибыли

В своем докладе Саразон процитировал основателя Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company Коллиза Хантингтона: «Наша задача — строить качественные корабли: с прибылью для себя, если сможем, или с убытком, если придется. Но строить только качественные корабли». Мне очень понравились эти слова. Они свидетельствуют о том, что в сознании Хантингтона деньги находились на втором плане, уступая более высоким мотивам. Я говорю о тех мотивах, которых уже давно не нахожу в сердцах руководителей большинства компаний. Вместо этого я вижу бренды и денежную паранойю. Все помешались на прибыли и ублажении инвесторов.

Многие по-настоящему великие корпорации начинали именно с того, что их основатели хотели перевернуть мир. Вспомните Ford, Bell Telephones, Microsoft, Google или Apple. Им на самом деле удалось изменить образ жизни миллиардов людей. Сегодня же многие из этих компаний погрязли в бюрократической волоките и канцелярщине. Они движутся скорее по инерции. Они перестали видеть как угрозы, так и новые возможности для своего бизнеса. За последние сто лет изменился весь мир. Западные страны активно включаются в потребительскую гонку и с остервенением борются за материальное благополучие, которое у них уже и так есть. Восточные государства, в свою очередь, цепляются за свои полурелигиозные ценности и традиции. В результате мы имеем планету с необратимо меняющимся климатом, на которой уже через полвека кончится нефть.

Сейчас бизнесмены почему-то уверены, что все важнейшие в мировом масштабе проблемы должны беспокоить только правительства и назойливые общественные организации. Но они сильно заблуждаются. Не верите? Спросите руководство McDonald’s о детском ожирении или Британскую ассоциацию аэропортов про выбросы углекислого газа из сопл устаревших реактивных самолетов.

Кто должен продвигать подобную смену мировоззрения? Да, разумеется, «первые лица» компаний. Но не только. Большая ответственность также лежит и на плечах HR-директоров. Ведь это их нанимали для того, чтобы заниматься корпоративной культурой.

Бизнес больше не может отгораживаться от этических, социальных, политических или экологических проблем. И директора по персоналу должны нанимать на работу именно таких управленцев, которые готовы к переменам. Спрятать голову в песок не получится — пол бетонный.

Ричард Донкин,
колумнист Financial Times

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент