Мягкий или жёсткий?

В начале 1990-х в объявлениях о приеме на работу на полном серьезе выставлялось требование «уметь пользоваться ксероксом и факсом». Помню это очень хорошо, потому как оба агрегата вызывали у людей священный трепет. Прошли годы, и теперь я задумываюсь: зачем требовать владения навыками, на освоение которых нужно пять минут? Конечно, существуют определяющие для профессии навыки. Но что конкретно должны знать и уметь ваши подчиненные? Вопрос отнюдь не праздный. Практически любой специалист из сферы бизнеса или педагогики на вопрос «Что такое навык?» в лучшем случае ответит: «Умение, доведенное до автоматизма». Однако с уточнением вроде «А что считать автоматизмом?» уже, скорее всего, не справится.

Трудность в том, что под навыком могут подразумеваться два разных понятия. Есть жесткие (так называемые hard skills) и мягкие (soft skills) навыки. И в интерпретации того, чем одни отличаются от других, много путаницы. Обычно считается, что жесткие – это про «дело», а мягкие – про «эмоции». Не совсем так. Я дам свою трактовку, наиболее точно отражающую разницу и позволяющую максимально эффективно использовать отличие в рамках организации корпоративного обучения.

Жесткие навыки – это набор действий и инструментов, которые работают в определенном контексте. То есть с одними и теми же действиями вы всегда попадаете в предсказуемую среду. И ценность ваших умений в условиях определенной среды не подвергается сомнению. Например, вы работаете на станке, и вам всегда приходится выполнять одни и те же действия. Ваш навык останется навыком до тех пор, пока не сменится оборудование, на котором вы трудитесь. То же самое происходит с предсказуемой средой другого рода: финансами, юриспруденцией и прочим. Ваши навыки являются ликвидными, пока не изменилось законодательство.

Напротив, мягкие навыки — это инструменты и действия, применение которых зависит от контекста. Более того, ситуация постоянно меняется, и вы работаете в условиях неопределенности. К мягким относят управленческие навыки, навыки коммуникации, ведения переговоров, принятия решений. Ошибиться здесь очень легко. Вы можете виртуозно владеть навыком вступления в контакт с клиентом, но если вы уже знакомы с человеком, эта способность не понадобится. Еще пример: кажется, что навык обратной связи нужен каждому. Но на практике все не так однозначно. Для решения задач управления персоналом, напротив, более успешно применяется… отказ от обратной связи. Каждый раз вы принимаете решение, вступать ли в коммуникацию, учитывая обстоятельства.

Когда мягкие и жесткие навыки путаются, получаются чудовищные гуманитарные гибриды. Вот один из самых распространенных примеров применительно к бизнес-практике. Продавец мебели, войдя в дверь с табличкой «Директор», маниакально, как учили, уточняет: «Кто у вас принимает решения?»

Поэтому, собираясь обучать персонал, в первую очередь разберитесь, какие навыки и для решения каких производственных задач понадобятся вашим сотрудникам, ваше окружение стабильно или меняется. Определитесь — и приступайте. Результаты вас приятно удивят.

Мария Чуркина,
генеральный директор компании «Большая перемена»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент