Стресс-код

Последние годы стресс стал постоянным спутником человека. Он преследует его в метро, автомобиле, даже дома на диване. Что уж говорить о рабочем месте: то горит план продаж, то вдруг топы из головного офиса решили устроить крутую проверку. Стрессовые ситуации и нездоровый психологический фон не могут не сказаться на результативности работы сотрудников, что, в свою очередь, уменьшает прибыль компании. В связи с этим возникает вопрос: а знаете ли вы о состоянии своих людей? Может быть, пришло время разрядить обстановку?

Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники эффективно работали. Все задачи HR-службы, будь то привлечение квалифицированных кадров, повышение их лояльности по отношению к работодателю или разработка систем мотивации, имеют в конечном итоге одну-единственную цель – создать такие условия, чтобы персонал хотел идти на работу и любил ее. Ведь результат профессиональной деятельности людей зависит от множества факторов, среди которых важную роль играют состояние здоровья работников и психологический комфорт в коллективе. Издержки предприятий, связанные с высоким уровнем стресса в коллективе, могут составлять сотни миллионов долларов. К примеру, американские компании ежегодно теряют в среднем $200–300 млн из-за того, что стресс съедает около 5% рабочего времени сотрудников.

Универсальный минимум

«Созданию услуги стресс-аудита предшествовал большой труд, – рассказывает Сирма Готовац, исполнительный вице-президент компании «Ренессанс Страхование». – Мы проанализировали статистику заболеваемости среди персонала наших клиентов. В итоге стало ясно, что многие недуги вызваны именно повышенным уровнем стресса». При этом исследования британской страховой компании BUPA показывают, что люди с крепким здоровьем работают в среднем на 20% эффективнее тех, кто обладает слабым иммунитетом. А к таким можно отнести до 30% среднего трудового коллектива, включая сотрудников, испытывающих стресс, недостаток сна, страдающих от плохой диеты и гиподинамии.

«Методика стресс-аудита была разработана психологами нашего медицинского отдела, – продолжает Готовац. – Выявляя группы риска среди работников и устанавливая основные стрессогенные факторы, мы смогли составить пакет рекомендаций, как избежать ситуаций, вызывающих стресс у персонала. В итоге появилась так называемая карта стресса. В нее заносятся результаты тестирования стрессоустойчивости работников, поля психологического напряжения между подразделениями, а также потенциально стрессогенные зоны в структуре компании.

Мини-кейс
Британская компания ENCAMS минимизировала стрессы у сотрудников
ENCAMS – это природоохранный благотворительный фонд, который организует такие солидные мероприятия, как «Чистая Великобритания» и «Самый чистый пляж в Англии». Когда в 2000 году организация впервые провела исследование, посвященное удовлетворенности своего персонала, то обнаружила, что многие сотрудники страдают от постоянных стрессов и разочарований в профессиональной деятельности. Каждый второй считал, что он слишком много трудится за сравнительно небольшие деньги. После опроса и консультаций руководство компании решило изменить свое отношение к нагрузке на персонал. Организация взяла курс на соблюдение сотрудниками баланса работы и личной жизни. Сейчас в ENCAMS существуют 14 опций, которые поддерживают этот самый life-work balance. Они варьируются от возможности свободного трудового графика и отпуска по личным обстоятельствам до программы поддержки служащих британской страховой компанией BUPA и доступа к корпоративному доктору. Самой решительной мерой стал перевод почти половины сотрудников на домашний график работы.

В 2006 году ENCAME по рейтингу газеты Sunday Times вошла в топ 100 лучших британских работодателей. В марте 2007 года фонд занял 93-е место в этом привилегированном списке. По словам Тони Палмера, директора по персоналу ENCAMS, в компании значительно снизилось количество отгулов, а последние исследования эмоционального состояния сотрудников подтверждают, что люди ощущают комфорт и удовлетворенность. Текучесть кадров уменьшилась с 24 (2001 год) до 10% (2007 год). «Мы – живое доказательство того, что соблюдение баланса между рабочей и личной жизнью не приводит к понижению продуктивности самой организации», – добавляет Тони Палмер.

Многоуровневое исследование

Процесс стресс-аудита проходит в несколько этапов. Сначала психологи определяют общий уровень стресса у сотрудников и их индивидуальные реакции на него. Для этого разработана специальная система тестов, позволяющая выявить подверженность человека стрессу и его реакцию на взрывоопасные ситуации.

Следующим этапом является диагностика так называемого эмоционального выгорания – опасного синдрома психологического истощения, возникающего в результате длительного нервного напряжения. На определенной стадии эмоционального выгорания эффективность труда снижается практически до нуля, у человека развиваются опасные психосоматические заболевания, в итоге он полностью теряет работоспособность.

Наиболее важным моментом является соотнесение полученных результатов с текущей рабочей ситуацией сотрудника. Специфика деятельности некоторых компаний или их подразделений предполагает цикличность рабочей нагрузки (квартальный, годовой отчет, др.). Необходимо учесть нюансы, связанные со способностью человека быстро адаптироваться к рабочим процессам. «Так, в одной организации мы выявили двух работников отдела продаж, у которых возникали практически одинаковые реакции на стресс. При этом психологическое состояние одного из них было в норме, а второй был на грани эмоционального выгорания, – вспоминает исполнительный вице-президент «Ренессанс Страхования». – В дальнейшем выяснилось, что один из продавцов пришел в компанию сравнительно недавно, причем раньше он никогда не работал в розничной торговле. Взявшись за новое для себя дело с большим энтузиазмом, этот человек нередко подменял своего коллегу, брал дополнительные смены. Низкая адаптивность в сочетании с большой эмоциональной нагрузкой привели к срыву».

Точка зрения
Светлана Мартынова, управляющий партнер CTeam Recruitment
Весь Запад уже работает по принципу соблюдения life and work balance, в России же это явление только недавно выделили в отдельную проблему. Темп жизни в больших городах очень быстрый, часто получается, что трудовой день среднего сотрудника длится с 7 утра до 8 вечера. На отдых и любую другую деятельность, не связанную с работой, не остается времени, и человек просто не успевает переключиться, отвлечься. Все это ведет к «выгоранию» и другим психологическим проблемам.

В нашей компании соблюдается строгое правило – отслеживать внутренние стрессовые ситуации. Раз в полгода наши сотрудники проходят тест, который выявляет, насколько комфортно каждому работнику в его роли, есть ли причины для беспокойства. Все проблемные ситуации необходимо проговаривать. Мы стараемся делать так, чтобы наши люди получали удовольствие от работы. Просто удивительно, насколько такие, казалось бы, незначительные вещи, как совместный обед или поездка на природу в выходные с семьями, могут помочь изменить положение в лучшую сторону.

Также известен случай из практики страховой компании «Гефест»: жалобы сотрудников на плохое самочувствие прекратились после того, как в офисе изменили освещение. Оказалось, что три разных по интенсивности разнонаправленных источника света – огромная люстра, общее освещение на основе люминесцентных ламп и фоновая подсветка логотипа компании – являются одновременно и источником стресса. Это говорит о том, что в вопросе выявления стрессогенных факторов нужно быть исключительно внимательным ко всем деталям.

Следующий уровень диагностики выявляет стрессогенные факторы в деятельности организации. Психологи путем серии наблюдений и интервью обнаруживают те особенности административно-кадровой системы, которые негативно влияют на общий стрессовый уровень в компании.

Результаты многоступенчатого мониторинга позволяют составить полную картину уровня стресса, его причин и последствий. На основе карты стресса составляются рекомендации по улучшению психологического климата в коллективе, предлагается программа тренингов по стресс-менеджменту. Такие тренинги могут быть направлены на сотрудников компании в целом или адаптированы под специфику работы отдельных подразделений. «Например, в одной организации большинство подразделений бэк-офиса показывали удовлетворительные результаты по общему уровню стресса, а вот департаменты продаж демонстрировали высокий уровень эмоционального выгорания среди сотрудников, – делится Сирма Готовац. – В таком случае целесообразно провести серию тренингов, направленных именно на продавцов, по профилактике профессионального выгорания при интенсивной работе с людьми. Они могут быть дополнены различными техниками по саморегуляции и снятию психологического напряжения, восстановлению энергетического потенциала».

Это интересно
Британские стрессогенные поля
— Сфера здравоохранения и социальной защиты
97% сотрудников этого сектора экономики отмечают наличие стрессов в своей организации, а 67% уверены, что за последние 12 месяцев их уровень заметно увеличился. 60% респондентов отмечают, что работодатели проводят специальную политику по управлению стрессом, а 30% уже прошли стресс-аудит.
— Издательское дело
В СМИ проблема стрессов у сотрудников имеет свойство быть вечной. До 70% работников признают это, 65% считают, что ситуация за последние 12 месяцев ухудшилась. Только 3% компаний данного сектора внедрили у себя стресс-аудит, а 22% — разработали политику по борьбе со стрессом.
Источник: британская страховая компания AXA PPP Healthcare

Экономия на нервах

Применение психологического сервиса позволяет существенно повысить медицинскую эффективность ДМС-программ. Ведь, по статистике, повышенный уровень стресса в сочетании с нездоровым образом жизни оказывает самое значительное влияние на возникновение заболеваний, в среднем до 55%. Опыт компании «Ренессанс Страхование» показывает, что нивелирование данного фактора приводит к сокращению заболеваемости в коллективе на 30-40%. Высокая результативность ДМС-программ выгодна как работодателю, так и страховщику. Первый отмечает повышение производительности труда, работо способности и уровня лояльности сотрудников, а страховщик — снижение убыточности, что позволяет уменьшить стоимость ДМС в среднем на 20%.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент