Мнения экспертов

Михаил Богданов
Председатель правления консалтинговой группы "КОНСОРТ" Генеральный представитель в России/СНГ Международной федерации Executive Search (IESF)

С большим интересом ознакомился с концепцией журнала HR Management и, не раздумывая, принял предложение войти в его Экспертный Совет...
Подробнее...

Марина Мелия
Генеральный директор психологической консультативной компании ММ-Класс

 Я уверена, что люди - это основной ресурс любой компании, а грамотная и эффективная политика управления персоналом - непременное условие успеха...
Подробнее...

Улан Илишкин
Директор административного департамента АКБ "Росбанк"

 В ситуации, сложившейся сейчас на рынке труда России, сложно не признать достоинств журнала "HR Менеджмент". Журналов, содержащих полезную информацию...
Подробнее...

Первый пошел

Приступая к своему первому проекту по подбору персонала, Анна Рыжкова имела довольно приблизительные представления о технологиях рекрутмента. Тем не менее проект оказался успешным, и Анна поняла, что нашла свое призвание. А накопленный с тех пор багаж управленческих знаний помогает решать сложности при работе с персоналом в ее собственной компании.

Я начала работать с первого курса университета, но тогда никак не была связана с рекрутментом. Просто однажды мне довелось оказаться в роли кандидата, и меня страшно заинтересовал весь этот процесс: как находятся клиенты, как проходит интервью, как закрываются позиции. Хотя у меня было совсем не то образование, не тот опыт работы и не тот возраст (очень юный), я решила попробовать себя в сфере рекрутмента, поскольку желание действительно было огромным.

 Первый проект в области подбора сильнее всего повлиял на мою профессиональную деятельность. Тогда, в 1999 году, я работала в компании по продажам информационных технологий. Это был тяжелый период после кризиса 1998-го, когда 70% рекрутинговых агентств закрылись и выжили лишь немногие лидеры. Но как раз в то время наша компания начала очень активно расширяться, причем в первую очередь за счет сейлзов. Перед руководством встал вопрос, где взять опытных продавцов. И я, образно выражаясь, подняла руку и сказала: «Можно попробовать их найти?» Базы кандидатов у меня, естественно, не было. И, конечно, я не родилась со знанием методов рекрутмента, но тем не менее процесс поиска доставлял мне какое-то невообразимое удовольствие, работа была в радость. Я действовала по наитию: просто попыталась поднять все свои связи. За пять лет работы в сфере продаж набралось около сотни контактов – клиенты, коллеги и т.д., – их можно было использовать. Сначала обзванивала людей, которых считала компетентными, и брала рекомендации, затем выходила на других экспертов по рынку и потенциальных кандидатов.

В целом процесс поиска проходил на довольно высоком уровне, даже по моим теперешним ощущениям. Для достижения цели я по максимуму задействовала свои социальные связи, и весьма успешно, потому что нужные люди действительно стали приходить в компанию. Так были закрыты мои первые десять позиций. Я добилась успеха, потому что очень хорошо понимала компанию, для которой работала, знала ее изнутри. Мне было ясно, чего руководство хочет от новых людей. Параллельно стремилась повышать уровень теоретической подготовки: находила книги по теме – прежде всего, конечно, иностранные, искала информацию в интернете.

 Та компания благодарна мне до сих пор и теперь является моим клиентом. А некоторые из тех, кого я нашла 7–8 лет назад, и сегодня продолжают в ней работать. Тогдашние кандидаты сейчас уже занимают высокие посты, а компания превратилась в крупный холдинг.

Я сама

 Проект по поиску сейлзменеджеров стал стартом для организации собственного рекрутингового бизнеса. Я, конечно, ужасно боялась и не могла даже представить себя генеральным директором, ведь у меня никогда не было ни одного человека в подчинении. Тем не менее прошла через оформление всех документов, получила лицензию. Мне помогло то, что консалтинг – сфера, где продают услуги, поэтому не приходится поначалу рисковать особенно большими деньгами. Первое время я называла себя не директором, а просто консультантом. Основная задача состояла в накоплении клиентской базы, опыта и экспертизы. К собственному управленческому статусу и его росту я оказалась готовой примерно через год после основания компании, когда бизнес стал развиваться. Опять-таки, изначально у меня не было задачи сразу собрать большую команду, я аккуратно сопоставляла возможности и потребности, расширяя штат.

 Со временем возросло чувство внутренней ответственности – ведь за мной уже десятки людей. Хочу всегда быть вовремя там, где есть вопросы или проблемы, чтобы они не уходили вглубь, так и оставшись неразрешенными. Стараюсь предвидеть возможности развития бизнеса и оказываться в нужный момент в нужном месте. Именно в этом мне видится роль генерального директора. Я за делегирование: чтобы люди чувствовали себя свободно, нужно давать им карт-бланш – только так они могут реализоваться.

Кулуарный директор

 Еще растет ощущение, что нужно все время что-то придумывать, что-то совершенствовать в компании. Я стараюсь быть источником новых идей везде, от общих принципов до текущих дел. Ощущение стабильности – не та зона, где мне комфортно. Люди должны чувствовать, что постоянно что-то происходит, хотя зачастую именно перемены становятся источниками конфликтов.

 Один из самых сложных моментов в моей работе как руководителя случился, когда мы начали перераспределять функции внутри компании, людей делили по профилям, по экспертизе. Трудностей было много: и недопонимание, и простые человеческие обиды – ведь клиентский бизнес построен на межличностных отношениях. Но, кажется, мне удалось найти решение. Благоприятный исход был бы невозможен без постоянной коммуникации с коллективом: я собирала людей, выступала перед ними, вовлекала их в процесс формирования перемен. Старалась подробно описать им картину будущего: как будут строиться проекты, как они будут взаимодействовать между собой, какова будет роль каждого из сотрудников, как будут расти их полномочия. К тому же со всеми еще и отдельно беседовала.

Бежишь-бежишь к намеченной цели – и вот она перед тобой. Очень радуешься только первые несколько дней

 Если говорить об обычном рабочем процессе, то я, если можно так выразиться, кулуарный директор. Заряжаю своей энергией, не выходя из кабинета: позову одного, другого, поговорю, обсужу проблемы… Но, с другой стороны, не будешь ведь с четырьмя десятками сотрудников каждый день по одному встречаться. Я иногда шучу: может быть, провести трубу из моего кабинета к ним, чтобы пускать флюиды на оба этажа нашего офиса?

На дне

 Бывает чувство, как будто в потолок упираешься головой, и нужно быстро принять решение относительно нового проекта, а соответствующего опыта нет. Жалко, что не существует такой ассоциации рекрутеров, где можно было бы обсуждать подобные проблемы. Приходится зачем-то изобретать велосипед, хотя уже все давно придумано. Для себя я этот вопрос решила еще лет пять назад: нужно все время стараться учиться. Причем мне важен поиск новых общих знаний по управлению, а не только в области рекрутмента. Я на самом деле очень хочу учиться и в свежей информации нуждаюсь, как голодный - в еде.

 Случается, хоть и очень редко, когда мотивация у меня самой падает до нуля. За восемь лет я могу вспомнить всего две такие истории. Как правило, долго стремишься к намеченной цели - и вот она перед тобой. Очень радуешься тому, что ее достиг, только первые несколько дней. И эта цель практически сразу становится для тебя новой точкой отсчета. Вытягиваешь себя, как Мюнхгаузен, за волосы из болота. Такие кризисы определенным образом вдохновляют меня совершить новый рывок в развитии. Скажем, после одного из них компания выросла с двенадцати до тридцати восьми человек. Поэтому я на все сто согласна со словами Черчилля: «Успех - это переход от одной неудачи к другой без потери энтузиазма».

[сv]

1977

 Родилась в городе Подольске Московской области. Окончила Российскую академию им. Плеханова по специальности «налоги и налогообложение»

1994

 CSS, сотрудник ресепшн

1996

 Sun Microsystems, администратор на хот-лайн, продажи сервисных программ

1998

 Холдинг IBS, компания DellSystems, key accountменеджер по работе с иностранными клиентами

2000

 Основала компанию 3R Recruitment Company

Комментарии:

Популярные статьи