Конец эры жадных

Эйчары должны не давать своим компаниям зацикливаться на зарабатывании денег.

Несколько лет назад Масахару Мацусита, тогдашний пред-совдир Matsushita Electric, передал мне копию речи, написанной для группы японских бизнесменов сразу после окончания Второй мировой войны.

В ней говорилось буквально следующее: «Каждое предприятие должно основываться на принципах ответственности перед обществом в целом и каждым своим клиентом — в частности. Эти принципы так же важны, как и прибыльность бизнеса».

Затем в обращении приводились слова основателя Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company Коллиза Хантингтона, который так обозначил цель своей компании: «Наша задача – строить хорошие корабли: с прибылью – если сможем, или с убытком – если придется. Но строить только хорошие корабли». Мне очень нравится это заявление. Оно демонстрирует, что в сознании его автора деньги находились на втором плане по сравнению с более высокими мотивами.

Сегодняшние бизнесмены помешались на прибыли и ублажении инвесторов. А ведь почти все по-настоящему великие компании начинались именно с того, что их основатели хотели ни много ни мало, а перевернуть этот мир. Вспомните, например, Ford, Bell Telephones, Microsoft, Google или Apple. Самое интересное, что это у них получилось. Им на самом деле удалось изменить образ жизни миллиардов людей. Сегодня многие из этих компаний погрязли в бюрократической волоките и канцелярщине. Они движутся скорее по инерции, чем по направлению к какой-то высокой цели. Они перестали видеть угрозы и возможности для их бизнеса.

Не верите? Спросите директоров компании Arla Foods, что они думают насчет геополитических конфликтов. Практически весь ее $600-миллион-ный бизнес на Ближнем Востоке был уничтожен в результате недавнего бойкота датских продуктов. Или спросите директоров McDonald’s о детском ожирении… Компании только выиграют, если их сотрудники хоть ненадолго оторвут голову от P&L-таблиц и посмотрят на мир за окном офиса.

Кто должен продвигать подобную смену мировоззрения? Да, разумеется, первые лица компаний. Но не только. Большая ответственность также лежит на плечах HR-директоров. Ведь это их нанимали для того, чтобы заниматься корпоративной культурой.

«Частных» компаний как таковых больше не существует. Бизнес больше не может отгораживаться от этических, социальных, политических или экологических проблем. И директора по персоналу должны нанимать на работу именно тех управленцев, которые готовы к таким переменам. Прятать голову в песок не получится — пол бетонный.

Ричард Донкин,
автор колонок на тему управления персоналом в Financial Times.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент