О важности пропорций

Р. Мередит Белбин (R. Meredith Belbin) «Команды менеджеров. Как объяснить их успех или неудачу», М.: Кивитс, 2007, 240 стр.

Проблема с гениальными идеями и теориями в том, что их очень трудно объяснить. Автор всегда чувствует моральный подъем, он буквально парит над землей от осознания того, что привнес в жизнь человечества нечто новое, полезное, великолепное – то, что сделает нашу жизнь проще, ответит на наболевшие вопросы. Но когда дело доходит до внятных и четких разъяснений, в чем, собственно, смысл идеи, зачастую возникает недопонимание – родитель идеи радостно нарезает винегрет тезисов, искренне недоумевая, почему глаза слушателей напоминают стекляшки, а лоб сморщен от размышлений.

Собирая материал для «Команд», доктор Рэймонд Белбин действительно проделал титаническую работу и смог привнести в науку менеджмента нечто новое. В течение 20 лет он с коллегами проводил многочисленные игровые эксперименты, сосредоточенные вокруг психологии работы команд, и смог объяснить, почему те или иные психотипы менеджеров, работающих вместе, показывают лучшие результаты, чем их коллеги. Более того, Белбин смог эти психотипы выявить и описать. Однако сказать, что данная теория доводится до читателя мучительно трудно, – не сказать ничего.

Вместо четкой структуры методического пособия, в данном случае более уместного, автор избрал форму литературного хронологического повествования. На стадии разбора кейсов такой подход оправдывает себя, но во всех остальных случаях, увы, нет.

Все вспомогательные умения и навыки, связи, образование – всего лишь детали

Поскольку автор вводит в лексикон «Команды менеджеров» большое количество уникальных терминов и аббревиатур (глоссарий в конце книги занимает десять страниц), через какое-то время глаз банально устает от фраз типа «в «Командополии» НЭ были успешнее СЭ, но обе эти команды зарекомендовали себя результативнее СИ и НИ». Однако если смириться с необходимостью регулярного уточнения терминов и довольно растянутой попыткой объяснить, почему команда «Аполлон», состоящая из выдающихся менеджеров, часто проигрывала, то через какое-то время все встает на свои места. И уже после третьей главы чтение начинает захватывать – автор приводит в пример большое количество реальных бизнес-кейсов, подробно рассматривает поведенческие особенности успешного взаимодействия тех или иных классов менеджеров, увязанных в одной команде, наглядно описывает технологию мотивации как сильных, так и слабых звеньев команды и разновидности удачных и неудачных союзов. В конце первой половины книги, посвященной успехам, Белбин приводит таблицу «Полезные люди в команде», пользуясь которой можно с высокой степенью вероятности успеха формировать команды менеджеров.

Но, что удивительно, после прочтения «Команд» ярким осадком остается не методология компиляции успешных команд, а осознание того, что полезность менеджера для компании определяется всего тремя умениями: поставить каждого специалиста на его место (заставить выполнять свою роль!), наладить в коллективе атмосферу доверенного взаимодействия и стать авторитетным лидером для своих подчиненных. Все вспомогательные умения и навыки, связи, образование – всего лишь мелочи и детали.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент