Уйти, чтобы не вернуться

Работодатели поставлены в такие условия, когда за специалиста, профессионально выполняющего свои обязанности, необходимо бороться любыми возможными способами. При этом все уже понимают, что повышение зарплаты – не самый эффективный способ удержать ценного сотрудника. В силу вступают факторы нематериальной мотивации персонала. Оказывается, человек готов оставить устраивающую его работу лишь потому, что начальник или коллеги не слишком вежливы с ним в повседневном общении.

Чтобы снизить текучесть кадров и повысить лояльность персонала, во многих компаниях заработная плата ежегодно пересматривается, разрабатываются специальные программы и привлекательные социальные пакеты. Тем не менее на сегодняшний день в крупных городах средняя продолжительность работы сотрудника в фирме составляет 1–1,5 года. В таких условиях работодателям важно знать факторы, которые ведут к снижению мотивации сотрудника и приводят в конечном итоге к его уходу из компании. Рекрутинговое агентство Kelly Services предоставило журналу «HR Менеджмент» исследование, посвященное мотивации кандидатов. Исследование охватывает семь городов: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самару, Пермь, Великий Новгород. Анкеты заполнили почти 3 тыс. человек.

Результаты опроса показывают, что денежный фактор неожиданно был поставлен респондентами на последнее место, а на первом оказалось «грубое/ неэтичное поведение коллег или руководителя». По словам Ирины Смирновой, начальника отдела кадров компании «Альпина Бизнес Букс», важно, чтобы человек, приходя на работу, попадал в дружественную атмосферу. Логична ситуация, когда персонал делится своими трудностями с руководством и топ-менеджмент старается помочь людям в каждой конкретной ситуации.

Демотивирующие факторы в работе, %:

 

Владислава Митрейкина, руководитель HR-департамен-та Пенсионного Бизнеса ИФД «Капиталъ», считает, что необходимо постоянно следить за настроением сотрудников: удовлетворены ли они условиями и организацией труда, зарплатой, взаимоотношениями с руководством и внутри коллектива. На основании результатов опроса и нужно принимать соответствующие управленческие решения. «Например, в 2006 году плохая информированность персонала о положении дел в компании была определена как основной критерий неудовлетворенности работников. И сейчас помимо уже существующего электронного журнала мы планируем запустить еще и внутренний сайт», – рассказывает Митрейкина.

Сравнение причин смены работы, указываемых респондентами в 2004 и 2006 году, еще раз подтверждает тенденцию перехода от денежной мотивации к ее нематериальным видам. Также следует отметить, что все больше специалистов планируют изменить сферу деятельности и ожидают большей социальной защищенности от работодателя.

В компании «Альпина Бизнес Букс» снижения текучести кадров добиваются лояльным отношением к персоналу. «В своей работе мы соблюдаем требования ТК РФ, наши сотрудники питаются в столовой, имеют возможность обучаться английскому языку, получают ссуды на льготных условиях. Руководители поощряют желание молодых специалистов получить высшее образование. Работники имеют возможность полноценно посещать вечерние занятия в вузах, сдавать зачеты и экзамены в период сессий», – говорит Смирнова.

Цифры исследования показывают, что в регионах людей в большей степени заботят такие факторы, как уровень дохода (29%), карьерный рост (30%) и наличие интересных задач (17%). От сутствие перспектив роста внутри компании, как правило, является ключевой причиной недовольства. По мнению Владиславы Митрейкиной, обеспечить всех сотрудников профессиональным ростом, если его понимать как перемещение по карьерной лестнице вверх, невозможно. Главный бухгалтер филиала или менеджер по персоналу ввиду отсутствия вышестоящих должностей в регионах так и останется главным бухгалтером или менеджером по персоналу. Удержать их можно только с помощью морального стимулирования, поддержки интереса к решаемым задачам. «В новые отделения компании мы стараемся переводить перспективных сотрудников, тем самым удовлетворяя их желание к переменам и карьерные амбиции», — поясняет Митрейкина.

Как показывает опрос, возрастных сотрудников прежде всего не устраивает уровень дохода и монотонность работы. В компаниях Пенсионного Бизнеса ИФД «Капиталъ» данную проблему решают через внедрение программы долевого пенсионного страхования. Участвовать в программе могут все сотрудники, прошедшие испытательный срок. Деньги компании становятся собственностью сотрудника, если он отработал пять лет после заключения договора.

«Рассчитана программа не только на возрастных сотрудников, но и на молодых, поскольку мы заинтересованы в удержании персонала. А нашим опытным специалистам будет экономически выгодно работать у нас как можно дольше», — рассказывает Митрейкина.

Что же касается жалоб персонала на монотонность работы, то, наверное, здесь можно согласиться с Ириной Смирновой, которая считает, что однообразие неизбежно в любой профессиональной деятельности человека. Главным все равно остается личное отношение сотрудника к его работе.

Ольга Пущенко,
по материалам рекрутингового агентства Kelly Services

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент