Nestle, go home!

0
5

Для трети мировых потребителей нормальным состоянием является бойкот по крайней мере одного бренда. Эти данные были получены компанией GMI при опросе 15 500 человек из 17 стран. Обычно такие активисты концентрируют большую часть своего негатива на McDonald’s, но англичане решили быть оригинальными: 36% жителей Соединенного Королевства, поддерживающие акции протеста, выбрали в качестве мишени номер один компанию Nestle. Причем против крупнейшего в мире производителя продуктов питания выступило в два раза больше человек, чем против McDonald’s.

Стефан Батталья, директор по управлению персоналом Nestle в Великобритании и Ирландии, в курсе сложившейся ситуации. Он знает и основную причину такой реакции: по данным движения за здоровое детское питание Baby Milk Action (BMA), 31 член британского парламента, 73 студенческих союза и 18 муниципальных советов страны подписались под открытым протестом против глобального распространения формулы молока Nestle для детей. По заявлениям участников движения, именно неправильное вскармливание приводит к детской смертности. Однако Батталья не верит, что компания олицетворяет зло вселенского масштаба. По его мнению, Nestle является скорее жертвой специально срежиссированной кампании.

Правда, это не единственный «черный список», в котором значится Nestle. Швейцарская компания давно и прочно обосновалась в рейтинге наименее уважаемых компаний мира. Другой вопрос, что за минувший год она сумела «упасть» в нем с 3-го на 10-е место. Сам Стефан Батталья такое положение вещей комментирует довольно неожиданным образом: «Можете считать нас странными, но мы уверены, что это прогресс».

Что ж, если для какой-то компании появление «всего лишь» на десятой строке списка худших компаний мира является прогрессом, то у нее определенно есть некоторые проблемы. И скорее всего, сам по себе этот список – только верхушка айсберга.

Чувствуйте себя как дома

После появления работодателя в подобных рейтингах становится совершенно очевидно, что его ожидает серьезная рекрутинго-вая проблема. Конечно, ряды желающих устроиться продавцом, скажем, в McDonald’s иссякнут еще не скоро, но ожидать, что в компанию с репутацией Nestle выстроится очередь из квалифицированных соискателей на менеджерские позиции среднего и высшего уровня, достаточно глупо. Поэтому сегодня после пятилетнего перерыва в Nestle UK решили возобновить набор среди выпускников университетов. Правда, и тут все оказалось непросто. Как выяснилось, 75% студенческих союзов Великобритании убеждены, что деятельность Nestle аморальна. А это значит, что шансы компании найти талантливых специалистов среди бывших студентов сразу же уменьшились в несколько раз.

Руководство Nestle понимает, что столкнулось с серьезной проблемой, но выход из нее есть. Причем очень простой: необходимо создать внутри компании такую атмосферу, чтобы внешняя негативная информация не влияла на настроения людей.

«Еще во времена бума доткомов нас считали «отстающими», так как мы открыто демонстрировали свою лояльность к сотрудникам, – рассказывает Бат-талья. – И они были недалеки от истины: молодежь не всегда ценит хорошее отношение, она хочет работать в жесткой компании. Вспомните, как раньше говорили в General Electric: «Вы пришли в нашу компанию не навсегда. Однако, когда мы вас уволим, вы будете отличным специалистом». Возможно, нежная привязанность к своим сотрудникам еще аукнется Nestle UK, да и сам HR-директор признает, что компания может заработать больше, подвергая работников жутким стрессам. Однако на сегодняшний день именно установка на «мягкость» помогает этому подразделению корпорации держаться на плаву.

Рецепт Nestle UK. Проблема:
репутация компании, основательно подпорченная конфликтами с общественными организациями, не позволяет ей привлекать сильных, уважающих себя специалистов.
Решение:
— После пятилетнего перерыва возобновлен набор среди выпускников университетов.
— Подтверждена установка на «мягкую» политику работы с персоналом: внутри компании создается такая атмосфера, чтобы внешняя негативная информация не влияла на настроение людей.
— Принята программа развития талантов внутри компании: происходит постоянная ротация сотрудников между проектами, менеджеры наблюдают и оценивают специалистов на несколько уровней ниже их, для осуществления программы создано 10 функциональных рабочих групп и введена должность менеджера по развитию талантов в рамках HR-отдела.
Результат можно будет оценить лишь в перспективе — через один-три года. Побочным результатом кадровой политики можно считать тот факт, что с 3-го места в рейтинге наименее уважаемых компаний мира Nestle переместилась на «почетное» 10-е.

Все свое ношу с собой

Конечно, на одних только выпускниках и «приятной атмосфере» далеко не уедешь. Поэтому в компании решили сфокусироваться на развитии талантов внутри нее самой. Что неудивительно, ведь рассчитывать на внешние «вливания» с репутацией Nestle было бы, мягко говоря, странным оптимизмом.

В компании происходит постоянная ротация сотрудников – они перемещаются с одного проекта на другой. И их эффективность оценивается на каждом из проектов, к которому они приложили руку.

Для выявления сотрудников с наивысшим потенциалом были созданы 10 функциональных рабочих групп – это маркетинг, финансы, HR и т.п. Внутри группы менеджеры наблюдают за многообещающими сотрудниками, находящимися на несколько уровней ниже их. Когда уровень этих сотрудников вырастает, к процессу подключается Батталья со своей командой. Специальный менеджер по развитию талантов помогает успешным работникам добиваться более высоких результатов.

Впрочем, надо сказать, что свои отношения с потенциальными карьеристами в британском офисе Nestle выстраивают очень сдержанно. С сотрудниками, входящими в списки «зарождающихся» и «подтвержденных» талантов, не делятся результатами их достижений. Им предлагают идти вперед, но при этом ни на миг не спускают «с прицела».

Стефан Батталья верит, что с помощью такой системы сможет решить проблему кадров. Он оптимистично настроен и даже счастлив, что на его пути возникло такое нелегкое испытание: «Я уверен, что научиться чему-то можно, только когда попадаешь в чертовски некомфортную ситуацию».

Невеселый молочник
Какова бы ни была политика Nestle по части работы с персоналом, не она является основной мишенью для критиков. Нарекания, протесты и бойкоты вызваны основной деятельностью компании – производством продуктов питания. В частности, заменителей грудного молока. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подсчитала, что каждый год в развивающихся странах погибают около 1,5 млн детей. Эти смерти напрямую связывают с использованием заменителей, которые не только не обладают теми питательными веществами, которые есть в грудном молоке, но и зачастую в процессе приготовления смешиваются с загрязненной водой.
Самым ярым обвинителем Nestle является группа Baby Milk Action (BMA). Причем ни эта организация, ни ВОЗ не выступают против заменителей грудного молока как таковых. Претензии вызывают методы сбыта. Еще в 1981 году Nestle официально заявила о своей поддержке Международного кодекса по маркетингу заменителей грудного молока, принятого ВОЗ. Его целью является защита, поощрение и поддержка грудного вскармливания. В соответствии с кодексом Nestle не рекламирует заменители грудного молока среди широкой публики. В рекламных целях также не могут использоваться СМИ и личные контакты представителей компании с матерями и общественностью, не практикуется рекламно-пропагандистская деятельность в рознице. Однако BMA утверждает, что многие врачи получают взятки, после чего рекомендуют матерям использовать молоко Nestle. В родильные отделения большого числа больниц и вовсе поступают бесплатные образцы суррогата; расчет делается на то, что после долгого перерыва в кормлении грудью у матери прекратится выделение молока, говорят в BMA. В Nestle все эти обвинения категорически отвергают.

Точка зрения: Сергей Руденко,
директор Senat Consulting Services
Развитием человеческого потенциала международные компании вплотную занялись в конце 80-х, не в последнюю очередь по причине стремительной экспансии на Восток. К настоящему моменту учебные структуры для развития сотрудников созданы практически в каждой крупной транснациональной компании. Так что шаги, предпринятые Стефаном Баттальей, являются скорее элементом антикризисного управления, нежели каким-то ноу-хау. На мой взгляд, в подобной ситуации категорически не стоит исключать обратную связь с сотрудниками. Напротив, каждому работнику, независимо от того, входит он в перспективную группу или нет, необходимо предоставлять детальный анализ его деятельности с указанием положительных качеств и зон для развития.