Вау-банк

Для сотрудников Банк24.ру избитый лозунг «Время — деньги» — больше чем просто слова. В этой организации время действительно воспринимают как стратегический ресурс, и потому принципы тайм-менеджмента заложены в ее корпоративных стандартах.

По оценке Глеба Архангельского, генерального директора компании «Организация времени», если человек использует стандарты тайм-менеджмента, он экономит в среднем до двух часов служебного времени. Экономия покажется еще более ощутимой в масштабах всей компании, если каждый сотрудник станет проводником ТМ-технологии в своей работе: счет пойдет на дни, недели, месяцы… Таким образом, тайм-менеджмент становится инструментом, который помогает повысить не только личную результативность, но и эффективность целой организации. Справедливость данного утверждения проверил на себе екатеринбургский Банк24.ру. «Первым «бациллой» тайм-менеджмента заразился Борис Дьяконов, председатель совета директоров и один из совладельцев банка, — рассказывает Глеб Архангельский. — Пройдя по собственной инициативе и при помощи наших консультантов ТМ-курс «Учебный органайзер», он понял, что ему нравится такой подход ко времени и результаты, которые он дает». Дьяконов решил распространить ТМ-стандарты на всю компанию.

Рецепт Банк24.ру
Проблема
В 2002 году руководство банка планировало интенсивное развитие компании, которое потребовало внедрения новой системы управления.
Решение
1. Исполнительный директор компании прошел курс по тайм-менеджменту сам и организовал тренинг для всех топ-менеджеров.
2. В систему управления ISO 2000, которую начали внедрять в банке, «вживили» принципы тайм-менеджмента.
3. Проведена ТМ-диагностика (для группы топ-менеджеров) и ТМ-аттестация (для каждого сотрудника), которые в дальнейшем были включены в систему оценки компании.
4. Специалисты компании «Организация времени» провели ряд тренингов, позволивших повысить личную эффективность каждого сотрудника и всей команды.
Результат
Повторная диагностика выявила повышение показателей эффективности. Принципы управления помогли найти время на внедрение системы управления ISO 2000, перейти на новый этап развития компании и повысить уровень работы с клиентами — в частности, банк перешел на круглосуточный режим обслуживания.

Важное, но не срочное

Первым шагом к новому уровню применения ТМ-стандартов стал тренинг для топ-менеджеров. Именно этот тренинг теперь можно считать стартом проекта по внедрению ТМ-стандартов в банке, в котором тогда числилось всего 48 человек персонала. Однако руководство планировало значительное расширение бизнеса, и именно в тот момент закладывались многие принципы работы банка, в том числе круглосуточное обслуживание клиентов. Основополагающим стало решение о внедрении системы менеджмента ISO 9001:2000. Банк24.ру стал первым российским финансовым институтом, который перешел на ISO, при том что при реализации этой системы в банке существовал ряд сложностей, так как внутренние процессы в финансовой организации очень строго регулируются законодательными нормами. И тайм-менеджмент помог в том числе найти время на решение этой важной, но не срочной задачи – проекта, который дает стратегическое преимущество (с точки зрения взаимоотношений с клиентами и управляемости компании) и не связан с текущей работой. Система управления ISO построена таким образом, что в нее изначально можно было заложить многие ТМ-стандарты. Например, все сотрудники в обязательном порядке освоили 10-пальцевый метод печати на клавиатуре (он помогает воспроизводить текст в два-три раза быстрее). Теперь в зависимости от того, насколько хорошо человек владеет «слепым набором», индексируется его зарплата. Был учтен стандарт, связанный с перепиской (как нужно заполнять поле «Тема письма», какие должны быть сроки ответа, как использовать отметку важности письма, принцип «одно письмо – один вопрос»), нормы планирования встреч и т.д. Персонал банка закрепил в своем сознании простые, базовые вещи, лежащие в основе корпоративного тайм-менеджмента: недопустимость опозданий, фиксация результативности (например, для совещаний как главных «пожирателей времени»), адекватное использование электронной почты, соблюдение принципов прозрачности при выполнении поручений, однозначное понимание, что такое «завтра» и «срочно» и т.д.

Большинство сотрудников банка восприняли проект с пониманием, поскольку необходимость такого инструмента, как тайм-менеджмент, при учете бурного роста компании казалась очевидной практически для всех. Никакой специальной мотивации для работников не потребовалось, при этом, конечно, важнейшее значение имел личный пример Бориса Дьяконова и его энтузиазм.

Перед воплощением ТМ-стандартов была проведена диагностика для группы топ-менеджеров и ТМ-аттестация для каждого сотрудника. Диагностика, выполненная на основе анкет, которые заполнили топ-менеджеры (пример представлен в таблице на с. 30), дала срез в целом по компании. Ее результаты специалисты «Организации времени» проанализировали и расшифровали для всех участников. Повторная диагностика, проведенная после ТМ-обучения (курс состоял из тренингов «Тайм-менеджмент – базовый курс», «Корпоративный тайм-менеджмент» и «Тайм-менеджмент на Outlook»), позволила оценить, насколько изменились показатели личной эффективности менеджеров (рисунок «Профиль ТМ-диагностики»). Аттестация показала, кого конкретно из сотрудников нужно подтянуть. Каждый участник получил свой профиль с экспресс-отчетом, после чего обсудил результаты с руководителем и заполнил план повышения личной эффективности. И групповая диагностика, и аттестация были включены банком в систему оценки персонала и в дальнейшем стали использоваться регулярно.

Точка зрения
Тугрул Агырбаш, генеральный директор «Эфес-Россия»

Нельзя считать технологии тайм-менеджмента прерогативой высшего руководства. Навыки эффективной постановки целей и выполнения их в назначенный срок актуальны для сотрудников любого звена. Оптимальное использование личного и служебного времени позволит из человека, ведомого задачами, превратиться в человека целеустремленного, осуществляющего реалистичное планирование времени и действий.

Для компании крайне важно, что персонал учится рационально расходовать рабочее время и организовывать свою деятельность. Но для нас не менее важно, что тайм-менеджмент позволяет каждому человеку структурировать собственные приоритеты.

Рисунок. Профиль ТМ-диагностики
Результаты по одному из критериев – командному тайм-менеджменту – до проекта обучения и после (в диагностике оценивается также уровень развития личного и корпоративного тайм-менеджмента)

Таблица. Пример вопроса из диагностической анкеты

Взгляд изнутри
Борис Дьяконов, председатель совета директоров компании Банк24.ру

Для того чтобы каждый сотрудник мог развиваться в плане повышения личной эффективности самостоятельно, у всех обязательно должна быть развита сила воли. Но это качество изначально встречается у людей крайне редко, и потому существуют специальные инструменты, такие как тайм-менеджмент. У нас коллектив в основном молодой, и особых сопротивлений нововведениям не возникает. Скорее наоборот, всякие «модные штучки» воспринимаются на ура. Просто подать технологии тайм-менеджмента нужно под правильным соусом – не как обязательную нудную дисциплину, а как свежую тенденцию, которая к тому же сэкономит личное время. Тогда сотрудники это «блюдо» съедят с аппетитом. Теперь, если какое-то время не проводится семинаров по тайм-менеджменту, персонал жалуется: мол, давно нас не учили экономить время…

Я бы, конечно, не назвал тайм-менеджмент панацеей. Но это философия и технология, которая помогла мне лично и всему коллективу – и помогает до сих пор. Давайте рассмотрим производственное предприятие в качестве примера. Одна из его основных задач – минимизация стоимости исходного сырья (то есть экономия на стоимости продукции). Та же задача стоит в любой организации, только продукцией становятся выполненные задачи. При использовании технологий тайм-менеджмента сотрудники тратят меньше времени и сил на реализацию того же списка задач, так как минимизируется брак – пустое расходование времени.

При этом, на мой взгляд, существуют два тайм-менеджмента. Один для души, для себя – поиск целей и организация своего личного времени. И есть корпоративный, заточенный на эффективность. И вот когда они пересекаются, наступает гармония. Мне кажется, в нашем банке мы смогли достичь этой гармонии.

Эксперимент на себе

Банк24.ру стремительно рос последние пять лет. К окончанию внедрения ТМ-стандартов число сотрудников увеличилось с 48 человек до 200, а сейчас составляет порядка 600. По словам Дьяконова, теперь Банк24. ру — второй по прибыльности финансовый институт в регионе. Как считает Глеб Архангельский, тайм-менеджмент сыграл не последнюю роль в профилактике «болезней роста». «Естественно, оценить эффективность проекта напрямую невозможно: скажем, внедрили систему — получили увеличение объема продаж, — отмечает Архангельский. — Однако изменение ТМ-профилей свидетельствует о повышении эффективности команды банка, что не может не иметь значения в успехе всего бизнеса».

А Борис Дьяконов продолжил первым опробовать инструменты тайм-менеджмента на себе. Так, он заказал для себя проект по настройке системы личной работы на Outlook (сейчас ее называют «Система контроля поручений», она связывает звенья «руководитель — секретарь — Outlook»). В планах банка теперь перевод на ту же систему всех топ-менеджеров.

Точка зрения
Ирина Стрельникова, директор департамента кадровых решений компании ROSCO

Наиболее успешные корпорации, такие как Toyota, давно уже внедрили тайм-менеджмент в масштабах всей организации. Принципы тайм-менеджмента приемлемы для всех, но надо учитывать, что инструменты для руководителя и рядового сотрудника будут различаться.

Большинство менеджеров живут и работают в обстановке постоянной неопределенности, когда необходимо быстро принимать решения на основании неполных данных. Попытка жестко планировать рабочий день для них изначально обречена на провал. Однако это не говорит о том, что руководитель может вообще ничего не планировать.

Важным моментом в управлении временем является отлаженная система внутрикорпоративной коммуникации: сотрудник должен задумываться не только о себе, но и о компании в целом, и в случае необходимости вовремя передавать информацию коллегам и работникам других подразделений. Иначе деятельность отдельных сотрудников может стать более успешной, но организация как система будет менее эффективной.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент