Не сносить головы

0
2

В любой компании можно встретить «мертвые головы». Часто руководителю просто недосуг заниматься ими. Казалось бы, сидит человек и ни пользы от него, ни вреда — так, пустое место. А ведь одно только присутствие «мертвой головы» способно кардинально изменить атмосферу в коллективе, отношение всех остальных сотрудников к работе и выявить в людях различные потаенные черты их характеров. Чтобы держать персонал в тонусе, руководителю надо периодически проводить «инвентаризацию» своей команды: что сделал сотрудник за последний месяц, полгода, год? И непременно выяснится, что есть люди, которые не приносят компании никакой конкретной пользы.

Все сотрудники приходят в компанию разными дорогами, у каждого своя цель и мотивация. Попробуем разобрать основные архетипы работников, которые не хотят и не могут дальше развиваться.

Первые – это так называемые «проф капиталисты». У них прекрасное резюме, и рекрутинговые агентства все равно перепродадут их через год-пол-тора в другую компанию. Сейчас им важно отсидеться и добавить к своему послужному списку еще пару-тройку блестящих позиций.

Вторые – это ветераны, стоявшие у истоков компании. Сегодня в силу определенных обстоятельств – изменения стратегии компании, своего преклонного возраста, состояния здоровья и т. д. – они остались не у дел – «почивают на лаврах». Старые сотрудники являются носителями корпоративных традиций, и руководителю психологически трудно их уволить. Да и в глазах всего остального коллектива они являются неотъемлемой частью компании.

Третьими могут быть известные личности, например бывшие политики или крупные чиновники. Руководству компании лестно, что такие люди раскручивают ее бренд. И оно надеется на их связи среди влиятельных людей. Однако зачастую, не желая работать, «бывшие» лишь играют в известную игру: «Они должны быть счастливы, что меня знают». Состав дивизии под названием «мертвая голова» можно продолжить. В нее входят бездельники, которые умело продали себя при поступлении на работу, а также те, кто пришел с благими намерениями, но не нашел применения своим способностям и вынужден был уйти в тень.

После того как руководитель провел подобный кадровый аудит, возникает другой вопрос: «мертвая голова» работает на благо или во вред компании? Например, самим фактом своего отношения к ветерану руководитель дает понять сотрудникам: если вы будете преданы компании, вас не бросят на произвол судьбы в трудную минуту. Это вызывает у людей уважение и к руководителю, и к компании в целом. Совсем другое дело, когда речь идет о «профка-питалистах». Если люди, не участвующие ни в управлении, ни в конкретной работе, безбедно существуют, да еще получают дополнительные привилегии, это бьет прежде всего по авторитету руководства. Поэтому стоит подумать, что вам обойдется дороже — расстаться с «мертвой головой» и потерять нужных людей и связи или оставить такого человека в компании, при том что потери будут минимальны. На чаше весов ваша плата за «мертвую голову» и дивиденды, которые вы с нее получаете.

Марина Мелия,
генеральный директор консалтинговой компании «ММКласс»