Почувствуйте разницу

0
1

Что для вас означает разнообразие — diversity? Для одних это кодовое слово философии политкорректности, для других — индикатор цивилизованного общества. Однако для большинства стремление к так называемому разнообразию — парадокс, провоцирующий столкновение ценностей, установок, норм поведения.

Много лет борьба с расовой и половой дискриминацией была темой, занимавшей европейское и американское общество; позже стала актуальной борьба с дискриминацией по возрасту, сексуальной ориентации, а также с ущемлением прав инвалидов. Однако еще более пристального внимания со стороны таблоидов удостоился такой сложный и неоднозначный вопрос, как религия. В обществе, которое становится все более светским, резко выделяются рьяные приверженцы

Глобальные проблемы не должны вызывать конфронтации внутри компании

не только экзотических, но и вполне традиционных для конкретной страны верований. В конце 2006 года в британской прессе на все лады обсуждалось право человека одеваться по собственному усмотрению, например закрывать лицо чадрой в присутствии мужчин или носить крест поверх одежды. (Впрочем, ни чадра у мусульман, ни крест у христиан не являются атрибутами, обязательными для ношения, каким является тюрбан у сикхов.) В основе же всех этих конфликтов лежит крайне важный вопрос: как далеко можно (и нужно) зайти, заставляя всех следовать единым принципам?

На самом деле каждой организации приходится искать баланс между конформизмом и самобытностью. Как правило, в бизнес-среде избегают споров по фундаментальным вопросам, исключая из списка допустимых темы, которые могут послужить маркером идентичности. Разговоры о политике и религии не приветствуются, поскольку чреваты конфликтами. Напротив, поддерживаются нейтральные ценности, под которыми не глядя могут подписаться почти все, а индивидуальные особенности стараются не превращать в проблему, если они не выходят за рамки общепринятых правил поведения. Однако даже такой аккуратный подход способен стать источником проблем.

Не всякое разнообразие позитивно. Если различия в стиле, установках и нормах поведения помогают создавать эффективные команды, то различия в ценностях их, наоборот, разрушают. Ведь ценностные различия обусловлены не полом, расой, сексуальной ориентацией, возрастом, состоянием здоровья и даже не религиозными или политическими убеждениями, а тем, каким мы видим мир вокруг нас. Разумеется, существуют базовые ценности, общие почти для всех, например убеждение, что убийство — это грех. Только источник, откуда черпается данное убеждение, и сила стремления ему следовать у каждого свои: пацифисты противостоят приверженцам концепции справедливой войны так же, как сторонники абортов и эвтаназии — защитникам права на жизнь любой ценой. Эти глобальные проблемы не должны вызывать конфронтации внутри компании. Нам нужно определиться, что мы считаем допустимым, и искать людей, которые соответствуют культуре компании по духу, если не хотим оказаться втянутыми в сложные и, по большому счету, бессмысленные разборки.

Крис Боунз,
ректор Henley Management College