Новые сейлзы

Работодатели в один голос утверждают, что хороших соискателей нет, а те, что есть, – плохие. И вообще все ужасно: дефицит на рынке труда, рост зарплат и т.д. Такая ситуация стала складываться года два назад, примерно с середины 2004-го. На мой взгляд, есть несколько причин, которые ее могут объяснить.

На поверхности, что виной всему демографические проблемы – уменьшение населения при росте количества рабочих мест. Но это иллюзия. На поколение людей от 25 до 40 лет, то есть на тех, которые находятся в самом трудоспособном возрасте, демографические проблемы не могли серьезно повлиять. Представителей активного рабочего поколения достаточно, особенно в Москве, до сих пор «высасывающей» людей из страны.На мой взгляд, проблема состоит в том, что поколение, которое находится в самой активной рабочей фазе, сформировалось отчасти в Советском Союзе, отчасти в переходный период 90-х. Сейчас, когда компании стабилизировались и начали выстраивать какие-то осмысленные структуры, внедрять западные технологии, эти люди оказались не готовыми структурно и методично работать. Конкуренция сегодня идет за тех специалистов, которые сумели приспособиться и изменить свое мышление, а таких немного.

Любопытно, что их стало не хватать «как-то вдруг». Тема нехватки хороших кадров еще три, а тем более пять лет назад, не стояла в повестке дня. По крайней мере, сколько-нибудь остро. Дело в том, что компании стали настолько сильно и быстро изменяться, что люди просто не успевают за ними. На мой взгляд, компании должны прилагать некие усилия для адаптации людей к изменениям. Ведь очень часто происходит так, что, когда все новые методики и процедуры внедрены и осталось только, чтобы люди стали по ним действовать, наступает «затык». Люди не привыкли так работать и не хотят так работать. И это понятно: посмотрев, как наши сограждане ездят на машинах по Москве, сложно себе представить, что они, придя на работу, будут методично и аккуратно писать отчеты. Если у человека, который самым распрекрасным образом выглядит на интервью, впоследствии начинаются системные сбои, происходит это не оттого, что человек плох, просто скорость изменений в головах людей ниже скорости изменения компаний.

Причина неудовлетворенности компаний своими кадрами и в том, что HR-отделы не всегда осознают, что они находятся в такой же рыночной ситуации, что и, скажем, отделы продаж. Если «продажники» бьются с конкурентами, стараются лучше обслужить клиента, то далеко не все эйчары мыслят в этих же категориях. А ведь, по сути, их компания как место работы тоже является предметом продажи, и им всегда нужно ставить себя на место продавца. Об этом эйчары пока не думают. Не потому, что они такие плохие, а потому, что в этом не было необходимости.

Я думаю, что единственный способ заставить людей думать иначе — это системный кризис. Когда все хорошо, человек ни за что не будет подскакивать с места и говорить: «Давайте мы что-нибудь поменяем!» Но в ситуации кризиса человек склонен собираться и активно действовать. Кризис на рынке труда, безусловно, произойдет через несколько лет. Главное, быть к нему готовым и суметь извлечь из него правильные уроки.

Юрий Вировец,
генеральный директор компании HeadHunter

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент