В далекие тридцатые годы XX века Максим Горький задал коллегам писателям очень важный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» Классик был убежден, что, несмотря на отказ от классовых позиций и декларацию общечеловеческих ценностей, писатели всегда представляют чьи-то интересы. Только вот интересы кого? Правящего класса или все-таки народа? Многим тогда казалось, что певец революции ошибся. Ведь отсутствие четкой позиции дает широкие возможности для маневра, позволяя представлять интересы чистого искусства.
Но без позиции никак не получается. Ни работать, ни делать карьеру, ни руководить персоналом. Последнее -особенно, поскольку позиция всегда отражает личные и профессиональные интересы. И если с личными интересами все относительно понятно, то с профессиональными и организационными дело обстоит гораздо сложнее.
Вот, например, в чем специфика профессиональной позиции HR-менеджера? Чьи интересы он представляет – персонала или руководства компании? Не удивляйтесь, но в большинстве случаев вы получите до боли знакомый ответ «ну конечно, персонала». Иллюстрацией к ответу может послужить постоянный утренний ручеек из служащих, который тянется к кабинету эйчара. Разговоры с ним за обедом. Консультации во время перекура.
Задача специалистов по персоналу – помнить об интересах руководства компании и быть ему полезным
Что обсуждаем? Во-первых, недостатки прямого и высшего руководства. Во-вторых, несовершенство организации работы в компании. Здесь всегда найдется место для сравнения непосильного объема работ собеседника с недостаточной загрузкой окружающих. И, наконец, третье — тяжелая доля персонала, тотальная несправедливость, отсутствие карьерных перспектив, обсуждение недавно уволенных сотрудников и заработной платы у конкурентов.
Эйчары искренне стремятся помочь, проконсультировать, поддержать. В результате недовольны все три стороны: и сотрудники, и руководители, и, увы, сами эйчары.
Сотрудники считают, что специалисты отдела персонала недостаточно включены в решение их проблем. Руководство воспринимает консультации со стороны эйчаров как деструктивное вмешательство в дела подразделений. Получается, что те, находясь между двух огней, могут только сетовать на нечуткость руководства и неблагодарность работников.
Однако эйчары, защищающие интересы сотрудников — нонсенс! В мировой практике интересы персонала представляет и защищает только профсоюз. В то время как единственная задача специалистов по персоналу — помнить об интересах руководства компании и быть ему полезным.
Смещение акцентов в работе эйчаров с управленческих задач на решение личных проблем сотрудников не совпадает с интересами руководства, развивающего бизнес. Неудивительно, что доверие топ-менеджмента к ним падает, а взаимоотношения с персоналом все прохладнее.
Как избежать этой ситуации? Займите профессиональную позицию. И на вопрос «С кем вы, мастера HR?» отвечайте правильно — с руководством компании.
Мария Чуркина,
генеральный директор компании «Большая перемена»