Знак качества

Зачастую вроде бы полезный и нужный тренинг оборачивается для компании полным разочарованием. Оказывается, что тренер и в бизнесе предприятия не слишком разбирается, и сам давно не обновлял многочисленные «полки» своих профессиональных знаний… Правильно выбрать тренера под нужды компании — это почти ювелирная работа, и HR-специалист должен понимать все ее нюансы.

Когда Стив Бастин, глава британской консалтинговой компании Vada Media, приехал на серию тренингов, проводившихся под эгидой государственной комиссии по профессиональным квалификационным стандартам (NVQ), он буквально парил на крыльях надежд. «Мы, бизнес-неофиты, считали, что участие в тренинге NVQ – это залог того, что нас уж точно научат, как грамотно работать с налоговыми выплатами, а главное, с налогом на добавленную стоимость», – рассказывает он. Так что представьте себе его удивление, когда тренер группы при встрече сообщила, что в своей прошлой профессиональной жизни работала библиотекарем, поэтому не располагает значимой информацией о налогах вообще и налоге на добавленную стоимость в частности. «Мы были просто взбешены, – вспоминает Бастин. – Почти все участники тренинга написали официальные жалобы. Мы чувствовали себя обманутыми».

Джулия Пенни, глава британской Walters Kluwer, специализирующейся на обучении в области бухгалтерского дела, подтверждает, что рынок по предоставлению тренинговых услуг находится в процессе преобразований. «Поскольку компании хотят получить прибыль от инвестиций в образование своих сотрудников, для них очень важно само качество обучения, что подразумевает профессионализм тренеров. Именно поэтому сфера образовательных программ размывается и появляются такие альтернативы тренингам, как электронное обучение».

Клиенты не собираются терпеть тренеров, которые учились своему ремеслу 20 лет назад и с тех пор никогда не занимались обновлением профессиональных методов и навыков. «В наше время мы не можем позволить себе преподавателей, которые не знают, как использовать кнопки «вперед» и «назад» на своих ноутбуках, – добавляет Пенни. – Нужно стремиться к ситуации, когда слова «если бы я только могла привести вам пример, как эта технология работает на практике», не тревожили бы наш слух». Похоже, многие компании, обратившиеся к услугам тренеров, слишком часто натыкаются на одни и те же грабли: инструкторы либо располагают давно устаревшим опытом, либо берутся за проекты, выходящие за пределы их компетенции.

Большие ожидания

Феномен образовательных программ, не отвечающих требованиям современности, настолько серьезен, что волнует как людей, обращающихся к услугам тренеров, так и саму индустрию в целом. «Да, некоторые тренинги так плохи, что это сразу бросается в глаза», – признает Пем Браун, глава департамента по развитию лидерских качеств британской компании Veredus, занимающейся коучингом и подготовкой руководящих кадров для корпорации Capita Group.

Ситуация складывается следующим образом: эксперты в некой области «икс» (законы, финансы, IT и т.д.) постепенно становятся тренерами. В конечном итоге они могут быть профессионалами только в отдельной, достаточно узкой теме, но в рамках одной индустрии. «Поднимаясь по иерархической лестнице, преподаватели рискуют однажды выйти за рамки своей изначальной зоны знаний, – подтверждает Кристин Браун, бывший директор департамента по обучению консалтинговой фирмы TNG. – Они начинают специализироваться на обучении по общим темам, могут передавать общие идеи и при этом гораздо хуже справляются с практическими вопросами. Люди приходят слушать этих инструкторов, потому что когда-то они слыли экспертами в своей сфере, но в ходе тренинга участники могут задаться вопросом: «Сколько лет назад это было правдой?»

Пем Браун из Veredus считает, что порой не справляющемуся со своими обязанностями тренеру не удается заинтересовать аудиторию, потому что он опирается на слишком ограниченный набор методов. «Вы подавляете усталый зевок, когда они используют одни и те же шаблонные вступления, знакомые приемы по «разбиванию льда» в ходе общения, деление аудитории во время тренинга на небольшие группы и т.д. Люди очень быстро начинают скучать», – выносит свой приговор Пем Браун.

По словам Джона Блекли, директора департамента коучинга международной телекоммуникационной компании LogicaCMG, частично это происходит из-за того, что слушатели возлагают слишком большие надежды, которые не все тренеры способны оправдать. «Еще 10 лет назад мы были счастливы просто сидеть и слушать лекции, – рассказывает он. – Теперь нам нужно больше. Например, обучение, адаптированное специально под наши нужды, или индивидуальный подход».

Однако иногда встречаются и парадоксальные ситуации – некоторые инструкторы специально делают все возможное, чтобы разочаровать аудиторию. Когда Стив Бастин из Vada Media занимал должность продюсера на телеканале BBC, ему часто приходилось сталкиваться с неудачными тренингами. Как-то его отправили на курс по выживанию для корреспондентов, которые впоследствии при распределении могли попасть в район военных действий. «Все тренеры раньше служили в морской пехоте, это были квалифицированные, но грубые люди, – вспоминает он. – Они постоянно отпускали саркастические шуточки. Очевидно, им было смешно иметь дело со слабаками-журналистами. И поскольку они не подошли к процессу серьезно, прохождение курса не дало значительных результатов, оказавшись просто потерей времени».

Точка зрения
Галина Яковенко, бизнес-тренер компании «Тренинг бутик»

Опытные тренеры-профессионалы после проделанной работы (тренинга) проводят некую процедуру оценки достигнутых результатов. В ходе такой процедуры специалист выявляет свои слабые и сильные стороны, а также намечает возможные зоны для последующего профессионального развития. Кроме того, бизнес-тренер может поддерживать свою профессиональную форму, регулярно общаясь с коллегами по цеху. Когда специалисты собираются вместе, то возникает благоприятная среда для развития и возможность узнать об актуальных новых тренингах, выходящих на рынок. И, конечно, инструктор должен постоянно читать профессиональную литературу, которой сейчас представлено в избытке.

К сожалению, я пока еще не встречала релевантных курсов по повышению квалификации для бизнес-тренеров. Подобное позиционирование у курса для тренеров, который предлагает компания «Класс». Все остальные программы являются базовой подготовкой тренеров. Дело в том, что повышение квалификации – очень сложный процесс обучения. Ведь на подобный курс могут прийти люди с разным опытом и специализацией, со своей индивидуальной задачей по развитию нужных именно ему навыков и умений.

Курс на квалификацию

Для того чтобы слушатели внимательно отнеслись к тренингу, некоторые преподаватели решают использовать новые методы донесения информации. Однако не каждая аудитория готова к нестандартным решениям в обучении. Бухгалтеры и IT-специалисты лучше всего реагируют на структурированный подход, а не на ролевые игры и метод «360 градусов» – по крайней мере, когда речь идет о том, чтобы разобраться в последних изменениях в законодательстве.

Тренинги по своей структуре консервативны и не всегда поддаются преобразованиям. «Я не знаю, как можно обойти формальные методы преподавания, когда необходимо обучить 100 сотрудников правильно оформлять и обрабатывать данные», – добавляет Роб Дэвис, директор консалтинговой фирмы Water for Fish.

Таким образом, получается, что при своевременном обучении тренеров повышается качество самого учебного процесса, а значит, новые методики и радикальные подходы не так уж и нужны. Решение, кажется, напрашивается само собой – тренерам необходимо взять курс на повышение квалификации. Кстати, в Великобритании созданы специальные государственные курсы по повышению квалификации для тренеров – такие, например, как TAP (Программа оценки преподавателя – trainer assessment programme. – Прим. ред.). Однако большинство специалистов считают, что тренеры будут прятаться за сертификатами и всевозможными бумагами о получении той или иной квалификации. С этим согласен Ди Макдональд, директор по обучению британской телекоммуникационной компании «3»: «При выборе тренера я не фокусирую все свое внимание на его квалификации. Я думаю, многие люди за такими сертификатами просто скрывают свою профессиональную непригодность».

С его мнением в некоторой степени солидарна и Джулия Пенни из Walters Kluwer. «Я думаю, что квалификации ценны. Они всегда подстегивают тренера проверить на практике новый метод обучения, – говорит она. – Кроме того, учиться важно в любом случае. Но как инструкторы смогут подтвердить, что их квалификация и опыт имеют значение именно для данной отрасли бизнеса? Ведь тренер может быть отличным специалистом в определенном техническом вопросе и при этом не осознавать, зачем ему нужно дополнительное обучение для повышения общего уровня квалификации».

Напрашивается самый простой вывод, который сформулировала Пем Браун. «Если тренер сам на практике не делал того, о чем рассказывает на тренинге, аудитория ему не поверит. И никакая квалификация не поможет», — подчеркивает Браун.

Как показывает практика, клиентов новыми квалификациями не успокоить, они становятся все более требовательными, отказываясь от вчерашнего метода обучения. Формальный способ определения компетентности преподавателя скоро станет для них необходимым. Энтузиазм и обаяние могли сработать в прошлом, но завтра этого будет недостаточно.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент