Кто на новенького

В.В. Смирнова. «Руководитель на новом месте. Формула успеха.» М. – СПб: Вершина. 2007. 240 с.

Быть руководителем трудно. Хотя бы потому, что даже самого талантливого менеджера, великого управленца и душу команды новый коллектив вряд ли встретит с распростертыми объятиями. Всегда найдутся не только сильные и незаурядные личности, но и завистники, неумехи, только демонстрирующие свою полезность для компании, сотрудники, опасающиеся перемен и подвергающие все сомнению, – словом, коллеги, которых не выбирают.

В итоге первые недели руководителя на новом месте зачастую напоминают выживание в джунглях – новичку приходится постоянно доказывать свое право на лучшее место, лучшую пищу и лучших братьев по охоте. Если речь идет о банальной притирке характеров – это одно. Но что делать в том случае, если через месяц выясняется, что за последний год кожаное кресло лидера сменило шесть владельцев. Как быть, если генеральный директор, не обладая четкой стратегией развития компании на ближайший год и, разумеется, даже скудными маркетинговыми данными, внезапно начинает требовать космических результатов? Как влиять на климат в коллективе, если из десяти членов команды девять считают новичка самозванцем? В общем, вопросов к новому руководителю всегда миллион.

Поэтому главная заслуга автора в том, что книга по-настоящему полезна с практической точки зрения. Это, пожалуй, один из тех немногочисленных случаев, когда о сложной теме (все-таки речь идет о тонкостях межличностных отношений, психологии и искусстве управления толпой) человек говорит с той же легкостью, с какой рассказывает друзьям о недавнем отпуске. Очень удачны с психологической точки зрения примеры «антиповедения», то есть советы, как быстрее загубить свою карьеру.

Особо «вкусный» аромат добавляют кейсы с говорящими именами типа «тут все очень умные»

Язык книги великолепен и дает фору многим современным бестселлерам. Но кое-где автор, похоже, переборщил. По крайней мере, так кажется поначалу. Часть ситуаций (причем весьма значительная часть) объясняется Смирновой на примере простых и сложных химических реакций и терминов. Поскольку HR-директора — это преимущественно люди с гуманитарным образованием, вряд ли среди них найдется много специалистов, обладающих достаточными знаниями в области химии даже в рамках школьной программы.

Поэтому поначалу уравнения, речь в которых идет о взаимодействии водорода (гендиректора) и щелочи (сотрудника определенного психотипа), вызывают нервный тик. Лишь прочитав 50-70 страниц, постепенно втягиваешься и понимаешь, что подобные параллели выбраны автором не зря — описанные реакции взаимодействия веществ действительно великолепно иллюстрируют отношения в коллективе. Особая заслуга Смирновой в том что, помимо теоретических рассуждений, она дает весьма дельные советы, которые, судя по всему, выстраданы многолетней практикой.

Ну, а особо «вкусный» аромат добавляют кейсы с говорящими названиями типа «тут все очень умные», «мы и так все знаем» и «война подразделений — стратегия маршала Канцерогена». В результате после первого прочтения хочется повторить процесс — уже для получения чисто эстетического удовольствия. Чем я, пожалуй, сейчас и займусь.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент