Правила Zappos

Хотите позитивный пример процветающей и прогрессивной компании? Эта книга, выпущенная “Манн, Иванов и Фербер”, дает полное представление о компании Zappos в качестве такого образца. Можно сказать, что это «5-звездочная» книга о компании Zappos. Если вы хотите понять, что же делает Zappos генератором и движущей силой электронной коммерции, тогда вам стоит прочитать эту книгу. Если вы хотите узнать, как они стали тем, кем они стали; если вы хотите понять обоснованность жестких решений, которые они принимали; если вы хотите знать об их неудачах и извлеченных из них уроках – то вы обратились не по адресу. Джозеф Мичелли написал книгу, в которой гораздо больше информации, чем просто сведения о Zappos, об истории успеха компании и о том, как вы можете применить их уроки.

В целом эту книгу можно порекомендовать людям, которые хотят прочитать о положительных аспектах динамичного и уникального бизнеса. Люди, которые ищут аналитическое, сбалансированное и отчасти критическое описание компании снова обратились не по адресу. Мичелли рассматривает компанию скорее как сверхположительную организацию на основании того, что раз они все делают правильно, то потому добиваются хороших результатов. Кстати, книга могла бы получиться еще мощнее и еще ярче, если бы в ней были показаны переговоры, дискуссии, компромиссы, решения, неверные шаги и т.д.

Если вы закроете глаза на достаточно узкую направленность и восторженный тон книги «Опыт Zappos», то вы волне можете почерпнуть из неё немало интересного. Прежде всего, содержание книги базируется на пяти ключевых принципах компании:

Принцип 1: Идеально по ноге – Обсуждение культуры компании и её значимости, а также как выглядит эта культура на практике.
Принцип 2: Сказочно быстро – Обсуждение того, как компания наращивает свои темпы развития благодаря вовлеченным и компетентным сотрудникам.
Принцип 3: Только для вас – Рассмотрение такого аспекта как обслуживание клиентов, принятие во внимание их потребностей и выстраивание взаимоотношений с ними.
Принцип 4: Вперед и вверх – Развитие ключевых навыков, способностей и стремлений своего персонала; их поведение в различных ситуациях.
Принцип 5: Играть, чтобы выиграть – Важность позитивной, веселой и открытой рабочей атмосферы и как это повлияло на успех компании Zappos.

Каждая глава написана в одинаковом стиле, она начинается с обсуждения вопроса, например, о вовлеченности сотрудников. Затем обсуждается подход Zappos к этому вопросу, а заканчивается глава одной или несколькими историями, которые иллюстрируют применение принципа на практике не по служебной обязанности, а от души и по доброй воле.

Несомненные плюсы книги

В книге дается общее представление о компании, ее культуре и ее персонале. Большинство цитат и историй связано непосредственно с бывшими сотрудникам компании Zappos или с официальными пресс-релизами и заявлениями. Это вызывает некоторое недоумение, поскольку вы ожидали детального рассмотрения ситуаций с настоящими, а не бывшими сотрудниками. Это ни в коей мере не умаляет сильные стороны книги, это просто наблюдение со стороны.

Принципы и проблемы описываются в книге в следующем порядке: сначала рассматривается культура, а затем обслуживание и работа персонала. Следует отметить, что такой способ подачи информации действительно хорошо отражает то, как компания Zappos добилась успеха. В книге также показано и то, что ваша культура это то, что вы делаете, а не то, что вас ограничивает.

Каждая глава содержит оценочные вопросы и рекомендации – они называются «примерьте, чтобы узнать, ваш ли это размер», которые лучше бы выглядели как отдельные главы. Кстати, читателям весьма полезно выяснить для себя, насколько они близки к идеалам, проиллюстрированным в каждой главе.

В книге приводятся яркие примеры того, что значит жить этими пятью принципами и как они проявляются в компании Zappos. Хотя некоторые из этих примеров иллюстрируют случаи в их слишком крайнем проявлении, тем не менее, они дают хорошее представление о том, что значит «сидеть на ноге идеально».

Минусы книги

В книге практически нет обсуждений напряженной обстановки, борьбы или неудач. Мичелли представляет историю Zappos в виде какого-то уж очень прямолинейного успеха, что выглядит несколько нереально и практически бездоказательно. В книге почти не затронуты специфические аспекты бизнеса, нет показателей, данных и другой информации. Мы просто должны принять на веру слова автора о том, что эта компания является лучшей из лучших в своей отрасли.

В книге очень много описаний достоинств Zappos и очень мало рекомендаций или советов о том, как это применить в вашей компании или в вашей ситуации. Это явный минус, поскольку большинство людей читают книги о положительных примерах для того, чтобы найти способы применения этих уроков на практике. Увы, но подобные способы никак не в центре внимания данной книги.

Стиль письма Мичелли несколько неровный и даже скачкообразный. Он начинает повествование с такого макровопроса, как культура, после стремительно переходит к описанию компании Zappos, затем затрагивает этот аспект применительно к другим компаниям. Достаточно часто, особенно в первых главах, я не совсем понимал, о чем же именно писал автор: о компании Zappos, о понятии культуры или о том, почему культура не работает в других компаниях, и т.д.

Книга позволяет себе вольности по отношению к произведениям других авторов для того, чтобы проиллюстрировать, почему права именно компания Zappos, но без учета мнения и совокупности идей другого автора. Это может показаться исключительно учебно-методической претензией, но, например, Мичелли обсуждает ряд моментов, касающихся управления и приобретения знаний, а затем обосновывает их одним предложением со ссылкой на Питера Сенге. Ссылка-то правильная, но она неполная. Используя такие приемы на протяжении всей книги, Мичелли волей-неволей наталкивает читателей на мысль, что он ищет только лишь подтверждение истинности и правильности его истории, а не изображает компанию Zappos в качестве действующего примера теории.

Книга не затрагивает такие важные аспекты как, например, что же происходит в компании сейчас, когда они стали частью Amazon, что они собираются делать дальше, как они видят следующую волну стоимостной ценности. Некоторые из этих аспектов были бы очень полезны и информативны для читателей, желающих применить эти идеи, поскольку им необходимо продать фьючерсы, а не просто получить информацию о том, что нужно брать пример с компании Zappos.

Похожей книгой, которая описывает как позитивные, так и негативные аспекты крупной компании по обслуживанию клиентов, является книга «Полный вперед!» Говарда Шульца. По правде говоря, книга, написанная генеральным директором этой компании, все же немного субъективна, но в ней описаны взлеты и падения, которые и привели компанию к процветанию и всемирной популярности. В книге Мичелли это отсутствует.

В общем и целом, можно сказать, что книга все же хорошая, но не выдающаяся и тоже несколько субъективная. Её можно порекомендовать тем читателям, которые интересуются компанией Zappos и хотят использовать эту компанию как пример для подражания. Менее рекомендуется для людей, которые хотят выйти из магазина на улицу и понять, как и почему компания Zappos стала такой, какая она есть на сегодняшний день.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент