Пряничная диета

По просьбе журнала Human Resources фирма Best Companies проанализировала показатели компаний, включенных в список лучших работодателей 2007 года. Организация ежегодно составляет рейтинг Best Companies to Work For для газеты Sunday Times. Мы решили выяснить, существует ли в действительности взаимосвязь между предоставляемыми сотрудникам льготами и преданностью работников «лучшей компании на свете».

Рейтинг лучших работодателей нам интересен в первую очередь тем, что из него можно узнать, какие льготы предлагают лучшие компании и как это сказывается на их общих результатах.

С лету угадать взаимосвязь между данными показателями не так-то и просто. Взять, к примеру, SAS Institute. Занимая 48-е место в списке лучших работодателей, эта компания предлагает один из самых весомых пакетов льгот. У нее 11-е место по медицинскому страхованию, 2-е по программе ухода за детьми и 11-е – среди имеющих программы life-and-work balance. А фирма Whole Foods, занимая 5-е место в общем рейтинге, не отмечена на топовых позициях в списке организаций, предоставляющих персоналу разные «приятности» вроде программ work-life balance, работы на дому и прочих видов поощрений.

Позитивные отношения

Редакция журнала Human Resources попросила Пита Брендона, главу отдела исследований Best Companies, выбрать компании, которые предлагают следующие льготы: отгулы (подарочные отгулы и пропуски по болезни, когда работникам дают отлежаться дома, не предоставляя больничного листа), работа на дому, программа «кафетерий» (гибкие пакеты льгот); длительный отпуск, выплата бонусов от прибыли фирмы, возмещение расходов на заботу о своем здоровье, оплата членства в фитнес-клубе. 150 тыс. работников из 600 различных компаний ответили на вопросы анкеты. Затем ответы были проанализированы из расчета восьми факторов, которые, по мнению Best Companies, влияют на лояльность персонала. Это отношение к руководству, благополучие, работа в команде, направление деятельности организации, личностный рост, отдача и ощущение справедливого отношения.

Создавая рейтинг лояльности для каждой компании, Best Companies может выделить влияние определенных льгот на уровень лояльности во всех организациях, участвовавших в исследовании. Радует факт, что различные льготы, похоже, действительно влияют на показатель лояльности, хотя порой довольно странным образом.

Бонус от прибыли компании

Комментарий Best Companies. Существование этой льготы несущественно влияет на уровень лояльности персонала – она повышает данный показатель всего на 2–3%. Рейтинг организаций, выплачивающих вознаграждение сотрудникам в зависимости от доходов компании, выше тех, кто таких выплат не делает, всего на 2%. Для статистики это соотношение важно, но причинно-следственной связи, вероятно, не отражает. Это свидетельствует о том, что фактор справедливого отношения в формировании лояльности персонала играет наименьшую роль. Единственным интересным результатом можно считать то, что положительный эффект на показатель лояльности уменьшается, если льгота доступна менее чем 75% сотрудников.

Вердикт. Предоставление бонусов, исходящих из прибыли, само по себе не повышает лояльности сотрудников. Позитивное отношение работников к компаниям, предлагающим эту льготу, больше связано с какими-то другими действиями организации, нежели с прямой заинтересованностью работников в прибыли. Эффективность данной льготы скорее определяется ее умелым сочетанием с корпоративной культурой. В одних сферах (например, в агрессивно настроенных фирмах) выплата процентов имеет смысл, в то время как в других будет совсем не к месту (к примеру, в больницах).

Зачем это нужно? Весной 2007 года торговая компания John Lewis Partnership в качестве вознаграждения за рост продаж на 11% и прибыли на $628 млн выплатила своим 65 тыс. сотрудникам $310 млн. Эти выплаты составили 18% от зарплатного фонда. По словам Даррена Сарджента, директора по вопросам занятости и мотивации персонала, данная льгота мотивирует людей на хорошую работу. «По результатам нашего опроса, эта льгота имеет для наших сотрудников наибольшее значение. Люди знают, что получат определенное количество денег в любом случае, но общая сумма все же зависит от их работы. Так, в некоторые годы процент бонусов был гораздо ниже: в 2000-м он опустился до 8%, а когда-то составлял все 24%», – резюмирует Сарджент.

Длительный отпуск

Комментарий Best Companies. У компаний, предоставляющих работникам длительный отпуск, рейтинг всего на 1,3% выше, чем у тех, кто не делает этого. Однако более глубокий анализ показывает ощутимый положительный эффект от введения этой льготы на два других параметра исследования: среди организаций, предоставляющих отпуск, ощущение личностного роста у работников и ощущение справедливого отношения к ним выше – на 1,6% и 2,4% соответственно.

Вердикт. По поводу данной льготы делать выводы сложно, так как некоторые сотрудники могут работать в компании недостаточно долго и просто не успели почувствовать всех преимуществ таких отпусков. То же самое относится и к возможности работы на дому (см. далее), однако здесь мы видим, что наличие такой льготы крайне положительно сказывается на создании доверительных отношений между сотрудником и работодателем.

Зачем это нужно? Длительные отпуска завоевывают все большую популярность. По результатам исследования, проведенного в апреле 2007 года организацией Direct Line Travel Insurance, каждая четвертая британская компания предоставляет работникам «творческие каникулы», благодаря чему 5,5 млн работников, подумывающих об увольнении ради продолжительных путешествий, остаются в фирме. Такие данные подтверждает и Norwich Union, которая объявила, что в будущем году 25% сотрудников собираются взять большой отпуск. Возможно, не во всех компаниях с удовольствием предоставляют работникам такого рода отгулы (64% респондентов сообщили Norwich Union, что это налагает определенное бремя на коллег, которым приходится брать на себя дополнительную нагрузку), но Дэн Флинт, глава HR-службы Accenture, придерживается иного мнения.

Accenture ежегодно дает своим сотрудникам отпуск на месяц – для работы по программам Всемирной добровольческой организации (Voluntary Services Overseas, VSO). «По нашим данным, люди, участвующие в программах VSO, гораздо более лояльны, – отмечает Флинт. – Выпускников, которых мы принимаем на работу, также очень привлекают программы VSO. Поэтому мы решили немного развить политику длительных отпусков и установили сотрудничество с Teach First, занимающейся популяризацией преподавательской деятельности. Мы даем возможность нашим сотрудникам преподавать в течение двух лет с гарантией продолжения работы в Accenture, если это занятие не придется им по душе».

Работа на дому

Комментарий Best Companies. Из прошлых исследований мы знаем, что возможность работы на дому существенно влияет на уровень лояльности сотрудников. Эффект выражается в повышении данного показателя на 11%. Это очень, очень много. Разницы в 6% хватило бы, чтобы компания переместилась с последней, 50-й строчки рейтинга Best Companies to Work For в первую десятку.

Вердикт. Условие работы на дому имеет самый большой эффект из всех рассматриваемых льгот. Иными словами, повысить лояльность персонала на 20–30% могут руководители и старшие менеджеры, прислушивающиеся к своим сотрудникам, а не только диктующие им, что делать. Прислушиваться к людям и спрашивать, чего они хотят, в 10 раз эффективнее, чем предлагать им бонусы, исходящие из прибыли компании (и, пожалуй, дешевле).

Зачем это нужно? Компания British Telecom предоставила своим сотрудникам условия работы на дому еще в 1986 году. Из 107 тыс. персонала 70% имеют график разной степени гибкости, 14% трудятся только дома. И если бы сегодня компании понадобилось собрать весь персонал в офисе, для этого потребовалось бы семь новых зданий по 2 тыс. человек в каждом. По словам Бекки Мейсон, HR-менеджера British Telecom, сотрудники, трудящиеся дома, работают на 20% эффективнее своих коллег-офисников, при этом количество выходов на больничный уменьшилось на 63%. Благодаря возможности работы на дому 99% женщин, ставших матерями, возвращаются из отпусков по уходу за ребенком. «Наши сотрудники считают, что выигрывают в данной ситуации все. Мы знаем, что это удерживает специалистов. Изучение их мнения показывает, что уровень благополучия работающих дома на 10% выше», – добавляет Мейсон.

Программа «кафетерий»

Вердикт. Показатель лояльности персонала в компаниях, предлагающих гибкий пакет льгот, на 1,6% выше, чем в остальных организациях, участвовавших в исследовании. Примечательно, что наличие программы «кафетерия» приводит к похожим улучшениям по всем параметрам, измеряемым Best Companies: отношение к руководству, благосостояние, командный дух, увлечение работой в компании, личностный рост, ощущение справедливого отношения.

Отгулы по причине болезни

Вердикт. Показатель лояльности персонала в компаниях, предлагающих отгулы по причине болезни, на 3,5% выше, чем в других организациях, участвующих в рейтинге. Это отражается на отношении персонала к руководителям – там, где существует данная льгота, показатель положительного отношения к руководству на 5% выше.

Подарочные отгулы

Вердикт. Показатель лояльности персонала в компаниях, предлагающих подарочные отгулы, на 2,4% выше, чем в остальных организациях – участницах рейтинга. Наличие данной льготы повышает и другие показатели: отношение к руководству компании – на 3,9%; отношение к личному менеджеру – на 2,8%; ощущение справедливого отношения – на 3,7%.

Почему работа на дому – лучшая из гибких льгот?

Работники могут работать дома и контролировать собственное время – неудивительно, что это сильнее всего влияет на их лояльность и мнение о компании как о прекрасном месте работы.

«Естественно, когда люди чувствуют, что им доверяют и дают возможность управлять своей нагрузкой, они ощущают большую лояльность по отношению к работодателю», – утверждает Кайран О’Кифф, советник по внутренней политике Британской торгово-промышленной палаты (British Chamber of Commerce, BCC). В апреле текущего года ВСС сообщила, что 89% зарегистрированных в палате компаний предоставляют своим сотрудникам какую-либо форму гибкого графика: неполный рабочий день – 72%; скользящий график труда – 69%; возможность работы на дому – 38%. «Мы обнаружили, что свыше трети организаций, предлагающих условия работы на дому, настроены на то, чтобы прислушиваться к сотрудникам. И все больше компаний заинтересованы в том, чтобы предоставить такую льготу значительному количеству своих работников», – говорит О’Кифф.

Малоэффективные льготы

Вопреки ожиданиям Best Companies выяснилось, что два вида наиболее распространенных льгот – медицинская страховка и оплата членства в спортзалах – не повышают уровня лояльности сотрудников. Значит ли это, что данные льготы — пустая трата денег? Стив Джейкобс, старший консультант страховой фирмы PMI Health Group, объясняет, почему такое суждение неверно. «Люди не считают, что страховка — никчемная льгота, — говорит он. — Популярность отгулов по болезни, работы на дому, выплаты бонусов от прибыли компании объясняется тем, что эффект от их наличия на виду. А ценность медицинской страховки люди не осознают, пока она им не понадобится. Но когда у них появляется потребность в ней, они испытывают большое облегчение от того, что обладают страховкой». Джейкобс напоминает, что нельзя сбрасывать со счетов и демографические факторы. Так, рабочие традиционно хотят больше денег и большего числа выходных, тогда как профессиональные слои населения выше ценят наличие медицинской страховки.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент