Компания Research Group Management провела масштабное, глобальное исследование, попросив руководителей выбрать ту модель поведения лидера, которая является наиболее важной для будущего успеха их компаний. Респонденты выбрали стратегическое мышление, занимающее 97% времени. Кстати, именно стратегические мыслители и являются самыми высокоэффективными руководителями-лидерами.
Руководители сказали о том, что стратегическое мышление как основной подход к руководству десять раз более важен для восприятия эффективности, нежели другие подходы, включая инновации, убеждение, коммуникации или ориентир на результат.
Вы должны думать системно
Стратегические мыслители применяют широкий, дальновидный подход к решению проблем и принятия решений, который включает в себя объективный анализ, умение думать на шаг вперед и планирование. Это означает уметь мыслить в нескольких временных рамках, определяя то, что должно быть достигнуто со временем, и что нужно сделать сейчас, чтобы получить результат в будущем.
Это также означает умение мыслить системно, т.е. осознавать влияние решений на все уровни компании, а также на поставщиков и заказчиков.
Приоритет, который ведущие лидеры отдают стратегическому мышлению, усиливает важность его внедрения в программы профессионального развития.
Как способствовать развитию стратегического мышления
Несколько способов, с помощью которых вы можете способствовать развитию стратегического мышления у вашей команды:
Щедро делитесь информацией
Щедро делитесь информацией. Давайте возможность сотрудников выделять своё время для развития стратегического мышления и предоставляйте им информацию о вашем рынке, промышленности, клиентах, конкурентах и новых технологиях. Одним из ключевых условий стратегического руководства является соответствующая, многосторонняя деловая информация, которая помогает сотрудникам развивать их мышление, выходя за рамки решения рутинных каждодневных задач. А затем поощряйте сотрудников делиться результатами их мышления и усилий со всей компанией.
Разработайте программу наставничества
Разработайте программу наставничества. Один из наиболее эффективных путей развития стратегических навыков – это наличие наставника-куратора с такими навыками. Идеальный наставник – это специалист, обучающий людей тому, как сосредоточиться на стратегических целях и результатах своих действий.
Создайте философию
Создайте философию. Донесите до персонала четко сформулированную философию, корпоративную миссию и достижимые цели по всей компании. Сотрудники должны понимать эту более объёмную организационную стратегию для того, чтобы оставаться ориентированными на цель и включить эту стратегию в свои планы и задачи.
Вознаграждайте мышление, а не реакцию
Вознаграждайте мышление, а не реакцию. Вознаграждайте людей за наличие мышления, а не за их реакции. Везде, где только возможно, организационная культура должна поощрять использование возможностей и умение избежать проблем, а также препятствовать антикризисному управлению. Вознаграждайте своих сотрудников за то, что они умеют быстро найти несколько решений какой-либо проблемы и выбрать одно решение с наибольшей долгосрочной выгодой для компании.
Задавайте правильные вопросы
Задавайте правильные вопросы. Задавайте лучшие вопросы. Развивайте будущие перспективы для сотрудников путем включения их в программы обучения и развития; объясните людям, что такое стратегическое мышление и стимулируйте их задавать вопросы, начинающиеся со слов «почему» и «когда». Когда они предлагают план действий, спрашивайте их о том, какой основной стратегической цели служит этот план, и какое влияние он окажет на внутренние и внешние заинтересованные стороны. Постоянно задавайте эти два вопроса всякий раз, когда необходимо направить сотрудников в сторону развития более стратегического мышления.
Развитие стратегического подхода зачастую подчеркивает разницу между средним и наилучшим результатом. В первую очередь привейте этот навык своим лучшим сотрудникам и менеджерам, а затем они смогут научить этому и других коллег с задатками прирожденных лидеров в вашей компании.
Мишель М. Смит (Michelle M. Smith), вице-президент по развитию бизнеса компании OC Tanner (г. Солт-Лейк-Сити), международной компании, которая помогает более чем 6000 клиентам по всему миру правильно оценивать своих высококвалифицированных сотрудников в форме консультаций и обучения, а также путем создания индивидуальных программ поощрительных вознаграждений и признания достижений.