Как могла такая известнейшая компания, как Kodak, оказаться на грани банкротства?

0
1

Не так давно ведущие позиции Kodak на рынке даже не подвергались сомнениям. Торговая марка Kodak была эталоном, определяющим развитие всей отрасли. Однако любой успешный бренд не может вечно оставаться неизменным. Великий бренд должны вести великие люди. Лучшие бренды находятся в постоянном изменении, они легко принимают новые правила игры и приспосабливаются. Но иногда это очень тяжело сделать.

Так что же произошло с Kodak? К сожалению, компания не смогла предугадать тенденцию рынка к переходу с пленочной на цифровую технологии. Несколько иронично, но Kodak сама создала то, что стало причиной ее падения, изобретя технологию цифровой фотографии в 1975. В Kodak не только изобрели цифровые фотоаппараты, но даже сам исполнительный директор предсказал некоторые детали грядущего перехода индустрии на цифровой стандарт. Легко судить задним числом, но все-таки не понятно, как компания, предоставившая миру так много инновационных продуктов, не смогла воспользоваться своими собственными разработками, опережающими конкурентов?

Многие эксперты считают, что в Kodak сложилась довольно неповоротливая, закостенелая корпоративная культура. Руководители не были готовы принять новые правила игры, связанные с внедрением технологии, которая могла бы подорвать их ведущие позиции на рынке. А вот конкурентов не пришлось насильно тянуть в цифровой век. Теперь эта технология — мировой стандарт, а Kodak потеряла свои позиции на рынке.

Многие организации поощряют инновации, которые могут улучшить их положение на существующих рынках, но не слишком поддерживают имеющие перспективу перевернуть рынок с ног на голову. Часто руководители становятся чрезмерно осторожными во времена экономических спадов, подобных нынешнему. Хотя именно в тяжелые времена следует искать новые пути и новые идеи должны выводиться на рынок быстро. Менеджмент должен создавать климат, поощряющий инновации, в котором люди могут экспериментировать, проявлять инициативу, не опасаясь наказаний за несколько ошибок.

IBM является прекрасным примером компании, предпринявшей необходимые действия для поддержания своего успеха в условиях быстро меняющегося рынка. Практически монополизировав в свое время сферу ПО и оборудования для серверов и рабочих станций, компания начала терять свои позиции, вынужденная заказывать основные компоненты у Microsoft и Intel, быстро захвативших позиции на расцветающем рынке. Компания избежала судьбы Kodak, установив приоритеты на комплексный сервис и применив новые методы работы с клиентами, превратившие IBM в крупнейшего системного интегратора, которым она остается и сегодня.

Недавно тревожные признаки стал проявлять еще один непотопляемый лидер рынка. Рыночная доля Tesco начала сокращаться, и впервые за 20 лет компания объявила о снижении планируемой прибыли.

Как и у Kodak, успех Tesco всегда был завязан на инновациях. CEO Филип Кларк поклялся реорганизовать менеджмент и восстановить тот дух совершенствования и поиска нового, которому компания обязана своим успехом. Tesco всегда имела репутацию бизнеса с великолепным менеджментом и высоким уровнем вовлечения сотрудников. Сейчас руководству действительно требуется заразить сотрудников новым видением и стратегией, поощрять и выращивать новые идеи, необходимые для укрепления позиций своего весьма успешного бренда.

Kodak, IBM и Tesco. Они все были великими новаторами. В Kodak не смогли использовать преимущества изобретения, которое полностью изменило рынок. Им не хватило открытости новому и скорости для вывода его на рынок. В IBM тоже оказались не восприимчивы к инновациям, идущим дальше их основной специализации, но, сумев это вовремя осознать, избежали поражения, оседлав новую волну. В Tesco всегда были открыты инновациям и умели быстро выводить новые идеи на рынок. Смогут ли там, теперь под нарастающим давлением, сохранить культуру, поощряющую инновации и идеи, меняющие основы? И, что тоже немаловажно, смогут превратить эти идеи в выгодный продукт?

Nicky Little,
глава отдела развития лидерства в Cirrus